Монтаж сборных и ответвительных шин ЗРУСборные и ответвительные шины выполняются, как правило, из плоских и профильных алюминиевых шин. Ошиновка ЗРУ 110 кВ выполняется гибкими алюминиевыми и сталеалюминиевыми проводами.
Работы по заготовке шинных блоков и монтажу шин на месте установки состоят из следующих основных узловых операций: сортировки и отбора, правки, резания, изгибания, подготовки контактных соединений, установки и крепления, соединения и окраски.
При ошиновке применяются два вида контактных соединений: неразъемное электросваркой и разъемное болтами. Соединение между собой участков сборных шин, присоединение отпаек к сборным шинам и соединение между собой других элементов ошиновки выполняются, как правило, электросваркой, так как указанный способ соединения обеспечивает наибольшую надежность в эксплуатации, менее трудоемок, чем болтовой, и, кроме того, обеспечивает значительную экономию болтов, гаек, шайб.
Болтовое соединение применяется для присоединения ошиновки к выводам электрических аппаратов в тех случаях, когда в условиях эксплуатации требуется частое отсоединение ошиновки от аппарата и когда выводы аппарата выполнены из меди и не могут быть поэтому соединены сваркой с алюминиевыми шинами.
Подготовка шин для соединения электросваркой выполняется в монтажных мастерских при заготовке блоков ошиновки и на месте монтажа после прокладки шин при соединении между собой участков сборных шин и других элементов ошиновки.
Болтовое соединение шин выполняется, как правило, внахлестку. При подготовке контактных поверхностей шин под болтовое соединение сначала производится сверловка отверстий, разметка центров которых выполняется в соответствии с проектом в зависимости от размеров соединяемых шин. Отверстия просверливают диаметром на 1 мм больше диаметра соответствующего болта.
После рассверловки отверстий обработка контактных поверхностей алюминиевых шин выполняется в следующем порядке:
1) грубая обработка на шинозачистном станке или драчевым напильником под линейку,
2) зачистка под слоем вазелина стальной щеткой,
3) протирка тряпкой, смоченной в бензине, и вторичная обработка стальной щеткой под слоем вазелина, который уже не удаляется.
При обработке контактных поверхностей шин необходимо следить, чтобы уменьшение толщины шины в месте обработки не превышало 2% общей толщины.
Шины устанавливаются на плоскость или на ребро, крепятся к изоляторам шинодержателями. Основания шинодержателей и шпильки выполняются из стали, а верхняя накладка - из алюминия.
При прокладке шин сначала устанавливают на опорные изоляторы шинодержатели. Закрепление шинодержателей к колпачку изолятора должно выполняться так, чтобы конец крепящего винта не упирался в фарфоровую головку изолятора.
Крепление шин в шинодержателях осуществляется так, чтобы была обеспечена возможность продольного перемещения шин вдоль шинодержателей при нагреве шин токами нагрузки или короткого замыкания. В проекте указываются точки «мертвого» крепления шин, в которых шины закрепляются в шинодержателях жестко.
При монтаже плоских шин пакетами между шинами устанавливают шинные распорные прокладки для обеспечения жесткости пакета шин и создания между шинами устойчивого зазора, улучшающего условия охлаждения шин.
Для компенсации изменения длины шин при их нагреве или охлаждении на сборных шинах и в местах присоединения тяжелых шин к генераторам, компенсаторам или трансформаторам устанавливаются компенсаторы.
Соединение электросваркой отдельных шин и приварка ответвлений к сборным шинам выполняются ручной дуговой электросваркой угольным электродом при горизонтальном и вертикальном положениях шва.а.
В наружных установках, а также в помещениях с активной химической средой все присоединения алюминиевых шин к медным контактам должны осуществляться при помощи медно-алюминиевых переходов.
Соединение меди с алюминием в медно-алюминиевых переходах должно быть цельнометаллическим, т. е. выполненным сваркой (включая холодную), плакированием или пайкой. Присоединение алюминиевых шин и зажимов к плоским зажимам производится с применением тарельчатых пружин и специальных шайб, а к стержневым зажимам с применением специальных гаек из меди или медных сплавов, поставляемых комплектно с аппаратами.
Наружный диаметр тарельчатой пружины в сжатом состоянии не должен быть больше наружного диаметра специальной шайбы, подкладываемой под пружину. Допускается применение более одной пружины для одного болта. Для соединения шин должны применяться получистые болты с антикоррозийным покрытием (оцинкованные, кадмированные, анодированные).
При монтаже ошиновки следует тщательно следить за соблюдением установленного чередования фазировки и правильностью присоединения одноименных фаз ошиновки отдельных присоединений (генераторов, трансформаторов, отходящих фидеров) к сборным шинам.
В ЗРУ фазировка сборных шин выполняется таким образом, что при вертикальном расположении шин фаза А располагается вверху, фаза В - средняя, фаза С - внизу, а при расположении шин в горизонтальной плоскости фаза А - дальняя от коридора обслуживания, фаза В - средняя, а фаза С - ближняя к коридору обслуживания. Вертикальные ответвления от сборных шин располагаются таким образом, чтобы фаза А была левой, фаза В - средней и фаза С - правой, если смотреть на ответвления из коридора обслуживания.
После окончания монтажа ошиновки производится окраска шин. Окраска одинарных шин производится со всех сторон, а шин в пакетах и коробчатых шин только с внешней стороны. Места контактных болтовых соединений и места, предназначенные для наложения временного защитного заземления, не окрашиваются.
источник -
здесь