Электротехнический форум ЭЛЕКТРО 51



23 Ноября 2024, 13:05:00 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
Расширенный поиск  

Страниц: [1]
Печать
Автор Тема: освещение картинных галерей, выставочных залов, музеев  (Прочитано 4098 раз)
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« : 24 Января 2021, 19:31:38 »

освещение картинных галерей, выставочных залов, музеев

От качества освещения зависит комфорт и удовлетворенность посетителей картинных галерей, выставочных залов и музеев. С помощью осветительного оборудования и игры света и тени организаторы выставок в буквальном смысле ведут зрителей по галерее и подчеркивают ключевые объекты экспозиции.

Свет привлекает внимание посетителей к произведениям искусства и важным деталям инсталляций. С помощью света можно управлять настроением зрителей и создавать подходящую атмосферу. И самое главное: освещение создает условия для комфортного восприятия объектов, которые демонстрируются в выставочных залах, музеях и галереях.

С помощью осветительного оборудования владельцы галерей и музеев решают следующие задачи.

Комфорт и объективность восприятия
Это критически важная задача, когда речь идет о предметах искусства: картинах, скульптурах и других предметах искусства. Чтобы оценить экспонат, посетитель должен иметь возможность рассмотреть мелкие детали, увидеть настоящие цвета, текстуру материала.

Чтобы светильники обеспечивали комфортное восприятие экспонатов, обратите внимание на две ключевые характеристики: индекс цветопередачи и цветовую температуру.

Индекс цветопередачи или Raп ри естественном дневном свете считается эталонным. Он составляет 100 единиц. Некачественное искусственное освещение искажает цветопередачу. Это не позволяет посетителям галерей объективно оценивать цвета экспонатов.
 
Чтобы влияние искусственного света на восприятие было минимальным, Ra светильников должно составлять не менее 90 единиц. В картинных галереях, музеях и выставочных залах это особенно важно, так как искаженная цветопередача резко ухудшает впечатления посетителей.



Второй важный показатель — цветовая или колориметрическая температура.
Этот показатель измеряется в кельвинах (К). По уровню колориметрической температуры источники света объединяются в три группы:

С теплым желтым светом — температура до 3000К. Например, цвет пламени восковой свечи имеет цветовую температуру 1500К.
С нейтральным светом — от 3000 до 4000К. Светодиодная лампа нейтрально-белого цвета имеет цветовую температуру 4000К.
С холодным белым светом — от 5000К. Цветовая температура фотовспышки составляет около 5500 К.

Цветовая температура должна соответствовать экспозиции: подчеркивать стиль и настроение экспонатов. Например, в музее авиации и космической техники логично использовать холодный свет с температурой 4000К. Предметы старины выгоднее смотрятся в теплом свете с температурой до 3000К.

Выставочным залам и галереям, в которых постоянно меняется экспозиция, важно иметь возможность гибко менять цветовую температуру освещения. Это позволяет создавать нужную атмосферу и настроение.

источник - здесь

нормы освещенности - СП 52.13330.2016 - здесь
« Последнее редактирование: 12 Сентября 2023, 02:07:22 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #1 : 24 Января 2021, 19:34:39 »

Управление вниманием
С помощью освещения сотрудники музеев и выставочных залов привлекают внимание зрителей к конкретным объектам. Более того, если экспозиция предполагает свободное передвижение посетителей по залу, игра света и тени подсказывает посетителям направление движения.

Чтобы с помощью светильников решать эту задачу, важно понимать разницу между общим и акцентным освещением.

Светильники бывают двух типов: с широким и узким углом рефлектора. Рефлектор или отражатель направляет световой поток.

Первые применяются для освещения всего помещения или определенных зон. Например, с помощью светильников с широким углом рефлектора можно осветить коридоры или визуально выделить пути, по которым посетители передвигаются по залу. Также оборудование этого типа можно использовать для освещения больших экспонатов, например, инсталляций, фрагментов лодок и самолетов и так далее.



Вторые используются для акцентного освещения отдельных экспонатов или конкретных деталей экспозиции. Узкий угол рефлектора обеспечивает направленность луча света и небольшую площадь светового пятна. Это позволяет привлекать внимание посетителей к конкретным объектам, подчеркивать детали.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 24 Января 2021, 19:37:16 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #2 : 24 Января 2021, 19:35:07 »

Безопасность экспонатов
Это в первую очередь касается картин и предметов старины в музеях. Естественное и некорректное искусственное освещение губительно влияют на произведения искусства. Это происходит под воздействием ультрафиолетового освещения и тепла.

Чтобы экспонаты не портились из-за искусственного освещения, используйте современные светодиодные светильники. Они не выделяют ультрафиолетовое излучение и практически не выделяют тепло, которое может негативно влиять на картины и другие экспонаты.

Обратите внимание на иллюстрацию, на которой смоделировано влияние светодиодного светильника и альтернативного источника света, который выделяет тепло и ультрафиолетовое излучение.



Интеграция естественного и искусственного освещения
Прямые солнечные лучи портят картины и другие произведения искусства. Поэтому если в картинной галерее, выставочном зале или в музее для освещения используется естественный дневной свет, экспозицию планируют так, чтобы избежать прямого освещения экспонатов. В этом случае искусственное освещение должно гармонично сочетаться с естественным и обеспечивать посетителям комфортные условия.
 
Естественное освещение считается эталонным по показателям цветопередачи и цветовой температуры. Но оно негативно влияет на картины и другие экспонаты даже в том случае, если солнечный свет освещает объекты в картинной галерее или музее через окна.
 
Тем не менее владельцы выставочных залов комбинируют естественное и искусственное освещение. Дневной свет из окон в этом случае используется для общего освещения помещений, а искусственное освещение обеспечивает световые акценты.

Световым дизайнерам важно учитывать возможные колебания уровня освещенности в зависимости от времени дня и погоды. Также в течение дня меняется колориметрическая температура солнечного света. Важно иметь возможность сглаживать эти колебания с помощью дополнительных светильников с широким углом рефлектора. Они могут обеспечить общее освещение помещения в пасмурную погоду или в вечернее время.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 11 Февраля 2021, 00:02:20 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #3 : 24 Января 2021, 19:35:42 »

Приемы освещения музеев, картинных галерей, выставочных залов
В зависимости от общей экспозиции, конкретных экспонатов и эффекта, которого хотят добиться владельцы музея или картинной галереи, можно применять разные приемы освещения.

Акцентное освещение статуй
Этот прием применяется для освещения скульптур и других трехмерных экспонатов. С помощью светильников с узким углом отражателя ярко освещается статуя, которая стоит рядом с темной стеной. Это усиливает восприятие объема экспоната и делает его как будто живым. Общее освещение в зале должно быть выключенным или приглушенным.

Чтобы прием работал, важно не освещать окружающие объекты и стены. Тогда скульптуры как будто светятся в темноте и привлекают внимание посетителей.



Свет и тень
Создание в выставочном зале световых контрастов подчеркивает красоту экспонатов и делает экспозицию эмоциональной. Прием применяется в музеях и выставочных залах. Например, игра света и тени используется для демонстрации диорам, инсталляций, старинных артефактов.

Соотношение освещенности центральных освещенных объектов и второстепенных темных объектов в выставочном зале или музее может достигать 6 к 1. Это обеспечивается с помощью светильников с узким углом рефлектора. Для сравнения: в картинных галереях соотношение между самыми освещенными и самыми темными объектами не должно превышать 2 к 1.



Освещение стен
Этот прием может применяться самостоятельно или в комбинации с акцентным освещением отдельных экспонатов. С помощью светильников с широким углом рефлектора освещаются стены или перегородки в выставочном зале. Для усиления эффекта светильники располагаются с двух сторон так, чтобы лучи света пересекались. Благодаря этому стена или перегородка превращается в освещенный фон. На этом фоне отлично выделяются отдельные экспонаты, например, небольшие скульптуры.

Акцентное освещение картин
Этот прием используется в картинных галереях. Трековые светильники с узким углом отражателя освещают картины сверху. При этом луч света падает на экспонат под углом 30 °. Благодаря этому удается избежать бликов и дискомфорта для посетителей.

Дополнительные световые акценты можно делать с помощью светодиодов, которые устанавливаются непосредственно над картиной или встраиваются в рамки.



Какое оборудование выбрать для освещения картинных галерей и музеев
Выше указаны технические характеристики, которыми должны обладать светильники для музеев и картинных галерей.
Тезисно повторим:
 - Индекс цветопередачи должен быть не ниже 90.
 - Если выставочный зал регулярно меняет экспозиции, важно иметь возможность менять светильники, перемещать их по помещению, а также менять характеристики освещения.
 - Светильники не должны выделять тепло и ультрафиолетовое излучение.

В соответствии с этими тезисами можно определить оптимальное осветительное оборудование.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 11 Февраля 2021, 00:02:39 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #4 : 24 Января 2021, 19:36:14 »

Тип источника света
В настоящее время оптимальное решение — светодиодные светильники. По большому счету им нет альтернативы, так как оборудование с другими источниками света сильно уступает LED по целому ряду важных критериев:
 - Энергоэффективность. Светоотдача LED составляет 88 лм/Вт и выше. Люминесцентные лампы уступают по этому показателю в два раза.
 - Индекс цветопередачи. Качественные светодиодные светильники имеют Ra 90 и выше.
 - Выделение УФ-лучей. LED выделяет минимальное УФ-излучение, которое не оказывает влияние на картины и другие экспонаты.
 - Выделение тепла. Светодиодные светильники выделяют мало тепла. Это уменьшает пожароопасность, а также позволяет использовать светильники без ущерба для экспонатов.
 - Срок службы. Светодиодные светильники служат до 50 000 часов. Это обеспечивает экономичность освещения.
 - Регулирование яркости. С помощью диммера можно уменьшать яркость светодиодного светильника до 90 % от максимальной. Важно: изменение яркости LED не меняет цветовую температуру.

Тип светильника
В музеях и выставочных залах можно использовать светильники разных типов. Наиболее востребованные трековые светильники.

Трековые светильники
Это незаменимое решение для музеев и выставочных залов. Трековая система освещения позволяет подстраивать систему освещения к конкретным экспозициям. Светильники на треке можно произвольно передвигать по шинопроводу. Поэтому собственники музея или выставочного зала могут освещать экспонаты и инсталляции в любой части зала. Также при необходимости можно добавлять на треки дополнительные светильники.



Карданные светильники
Это разновидность встраиваемых светильников. Они позволяет направлять луч света нескольких светильников в разные точки помещения. Благодаря этому карданные светильники удобно использовать для акцентного освещения. Карданные светильники уступают трековым в гибкости, так как их нельзя перемещать с места на место. Тем не менее карданные светильники часто применяются в выставочных залах и музеях, если есть подвесные потолки, где и возможно их размещение.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 24 Января 2021, 20:36:03 от samsony1 » Записан

г
Страниц: [1]
Печать
 
Перейти в: