Электротехнический форум ЭЛЕКТРО 51



28 Марта 2024, 22:06:16 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
Расширенный поиск  

Страниц: [1]
Печать
Автор Тема: характеристики и классификация воздушных ЛЭП  (Прочитано 8156 раз)
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« : 14 Августа 2020, 14:27:48 »

Ли́ния электропереда́чи (ЛЭП) — один из компонентов электрической сети, система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока. Также электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции.

По ЛЭП также передают информацию при помощи высокочастотных сигналов (по оценкам специалистов, в СНГ используется порядка 60 тысяч ВЧ-каналов по ЛЭП) и ВОЛС. Используются они для диспетчерского управления, передачи телеметрических данных, сигналов релейной защиты и противоаварийной автоматики.
Строительство ЛЭП — сложная задача, которая включает в себя проектирование, топографо - геодезические работы, монтаж, обслуживание и ремонт.

Воздушная линия электропередачи (ВЛ) — устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам). ВЛи — воздушная линия, выполненная изолированными проводами (СИП).

Состав ВЛ
 - Траверсы
 - Изоляторы
 - Арматура
 - Опоры
 - Грозозащитные тросы
 - Разрядники
 - Заземление
 - Секционирующие устройства
 - Волоконно-оптические линии связи (в виде отдельных самонесущих кабелей, либо встроенные в грозозащитный трос, силовой провод)
 - Вспомогательное оборудование для нужд эксплуатации (аппаратура высокочастотной связи, ёмкостного отбора мощности и др.)
 - Элементы маркировки высоковольтных проводов и опор ЛЭП для обеспечения безопасности полётов воздушных судов. Опоры маркируются сочетанием красок определённых цветов, провода — авиационными шарами для обозначения в дневное время. Для обозначения в дневное и ночное время суток применяются огни светового ограждения.

Классификация ВЛ

По роду тока
 - ВЛ переменного тока
 - ВЛ постоянного тока
В основном, ВЛ служат для передачи переменного тока, и лишь в отдельных случаях (например, для связи энергосистем, питания контактной сети и другие) используются линии постоянного тока.
Линии постоянного тока имеют меньшие потери на ёмкостную и индуктивную составляющие. В СССР было построено несколько линий электропередачи постоянного тока, среди которых:
 - Москва — Кашира (Проект «Эльба», 1951 год);
 - Волгоград — Донбасс (1965 год);
 - Экибастуз — Центр (незавершённая).
Широкого распространения такие линии не получили, главным образом, в связи с необходимостью возведения сложных концевых подстанций с большим количеством вспомогательной аппаратуры.

По назначению
 - Дальние межсистемные ВЛ напряжением 500 кВ и выше (предназначены для связи отдельных энергосистем).
 - Магистральные ВЛ напряжением 220,330,500 кВ (предназначены для передачи энергии от мощных электростанций, а также для связи энергосистем и объединения электростанций внутри энергосистем — к примеру, соединяют электростанции с крупными узловыми подстанциями).
 - Распределительные ВЛ напряжением 110,150 и 220 кВ (предназначены для электроснабжения предприятий и крупных населённых пунктов — соединяют узловые подстанции с подстанциями глубокого ввода городов).
 - ВЛ напряжением 35 кВ применяются преимущественно для электроснабжения сельскохозяйственных (загородных) потребителей.
 - ВЛ 20 кВ и ниже, подводящие электроэнергию к потребителям. Современная городская распределительная сеть выполняется, как правило, на напряжение 10 кВ.

По напряжению
 - ВЛ до 1000 В (ВЛ низкого класса напряжений)
 - ВЛ выше 1000 В
      - ВЛ 1-35 кВ (ВЛ среднего класса напряжений)
      - ВЛ 110—220 кВ (ВЛ высокого класса напряжений)
      - ВЛ 330—750 кВ (ВЛ сверхвысокого класса напряжений)
      - ВЛ выше 750 кВ (ВЛ ультравысокого класса напряжений)

Эти группы существенно различаются, в основном — требованиями в части расчётных условий и конструкций.

В сетях СНГ общего назначения переменного тока 50 Гц, согласно ГОСТ 721-77, должны использоваться следующие номинальные межфазные напряжения: 380 В; (6)[2], 10, 20, 35, 110, 220, 330, 500, 750 и 1150 кВ. Могут также существовать сети, построенные по устаревшим стандартам с номинальными межфазными напряжениями: 220 вольт, 3, 15[3] и 150 киловольт.

Самой высоковольтной ЛЭП в мире является линия Экибастуз — Кокшетау, номинальное напряжение — 1150 кВ. Однако, в настоящее время линия эксплуатируется под вдвое меньшим напряжением — 500 кВ. В 1970-х годах в Советском Союзе разрабатывался проект ВЛ напряжением 2200 кВ для транспорта энергии с электростанций КАТЭКа в европейскую часть страны, но по ряду причин (в основном, технико-технологических) реализован он не был.
Номинальное напряжение для линий постоянного тока не регламентировано, чаще всего используются напряжения: 150, 400 (Выборгская ПС — Финляндия) и 800 кВ.
В специальных сетях могут использоваться и другие классы напряжений, в основном это касается тяговых сетей железных дорог (27,5 кВ, 50 Гц переменного тока и 3,3 кВ постоянного тока), метрополитена (825 В постоянного тока), трамваев и троллейбусов (600 В постоянного тока).

По режиму работы нейтралей в электроустановках
 - Трёхфазные сети с незаземлёнными (изолированными) нейтралями (нейтраль не присоединена к заземляющему устройству или присоединена к нему через аппараты с больши́м сопротивлением). В СНГ такой режим нейтрали используется в сетях напряжением 3—35 кВ с малыми токами однофазных замыканий на землю.
 - Трёхфазные сети с резонансно-заземлёнными (компенсированными) нейтралями (нейтральная шина присоединена к заземлению через индуктивность). В СНГ используется в сетях напряжением 3-35 кВ с малыми токами однофазных замыканий на землю.
 - Трёхфазные сети с эффективно-заземлёнными нейтралями (сети высокого и сверхвысокого напряжения, нейтрали которых соединены с землёй непосредственно или через небольшое активное сопротивление). В России это сети напряжением 110, 150 и частично 220 кВ, в которых применяются трансформаторы
 - Сети с глухозаземлённой нейтралью (нейтраль трансформатора или генератора присоединяется к заземляющему устройству непосредственно или через малое сопротивление). К ним относятся сети напряжением менее 1 кВ, а также сети напряжением 220 кВ и выше.

По режиму работы в зависимости от механического состояния
 - ВЛ нормального режима работы (провода и тросы не оборваны).
 - ВЛ аварийного режима работы (при полном или частичном обрыве проводов и тросов).
 - ВЛ монтажного режима работы (во время монтажа опор, проводов и тросов).

Основные элементы ВЛ
Трасса — положение оси ВЛ на земной поверхности.
Пикеты (ПК) — отрезки, на которые разбита трасса, длина ПК зависит от номинального напряжения ВЛ и типа местности.
   - Нулевой пикетный знак обозначает начало трассы.
   - Центровой знак на трассе строящейся ВЛ обозначает центр расположения опоры.
   - Производственный пикетаж — установка пикетных и центровых знаков на трассе в соответствии с ведомостью расстановки опор.
Фундамент опоры — конструкция, заделанная в грунт или опирающаяся на него и передающая ему нагрузку от опоры, изоляторов, проводов (тросов) и от внешних воздействий (гололёда, ветра).
Основание фундамента — грунт нижней части котлована, воспринимающий нагрузку.
Пролёт (длина пролёта) — расстояние между центрами двух опор, на которых подвешены провода. Различают промежуточный пролёт (между двумя соседними промежуточными опорами) и анкерный пролёт (между анкерными опорами). Переходный пролёт — пролёт, пересекающий какое-либо сооружение или естественное препятствие (реку, овраг).
Угол поворота линии — угол α между направлениями трассы ВЛ в смежных пролётах (до и после поворота).
Стрела провеса — вертикальное расстояние между низшей точкой провода в пролёте и прямой, соединяющей точки его крепления на опорах.
Габарит провода — вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды.
Шлейф (петля) — отрезок провода, соединяющий на анкерной опоре натянутые провода соседних анкерных пролётов.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 28 Сентября 2020, 10:49:49 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #1 : 28 Сентября 2020, 10:50:05 »



Натуральная мощность
ЛЭП обладает индуктивностью и ёмкостью. Емкостная мощность пропорциональна квадрату напряжения, и не зависит от мощности, передаваемой по линии. Индуктивная же мощность линии пропорциональна квадрату тока, а значит и мощности линии. При определённой нагрузке индуктивная и емкостная мощности линии становятся равными, и они компенсируют друг друга. Линия становится «идеальной», потребляющей столько реактивной мощности, сколько её вырабатывает. Такая мощность называется натуральной мощностью. Она определяется только погонными индуктивностью и емкостью, и не зависит от длины линии. По величине натуральной мощности можно ориентировочно судить о пропускной способности линии электропередачи. При передаче такой мощности на линии имеет место минимальные потери мощности, режим её работы является оптимальным. При расщеплении фаз, за счет уменьшения индуктивного сопротивления и увеличения емкостной проводимости линии, натуральная мощность увеличивается. При увеличении расстояния между проводами натуральная мощность уменьшается, и наоборот, для повышения натуральной мощности необходимо уменьшать расстояние между проводами. Наибольшей натуральной мощностью обладают кабельные линии, имеющие большую емкостную проводимость и малую индуктивность.

Пропускная способность
Под пропускной способностью электропередачи понимается наибольшая активная мощность трех фаз электропередачи, которую можно передать в длительном установившемся режиме с учетом режимно-технических ограничений. Наибольшая передаваемая активная мощность электропередачи ограничена условиями статической устойчивости генераторов электрических станций, передающей и приемной части электроэнергетической системы, и допустимой мощностью по нагреву проводов линии с допустимым током. Из практики эксплуатации электроэнергетических систем следует, что пропускная способность электропередач 500 кВ и выше обычно определяется фактором статической устойчивости, для электропередач 220—330 кВ ограничения могут наступать как по условию устойчивости, так и по допустимому нагреву, 110 кВ и ниже — только по нагреву.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 03 Января 2021, 21:06:47 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #2 : 27 Декабря 2020, 19:03:35 »

Основные элементы ВЛ

Опоры - являются одним из главных конструктивных элементов линий электропередач, отвечающим за подвеску электрических проводов на определённом уровне.

Провода - предназначены для передачи электрической энергии на различные расстояния, по ним протекает электрический ток. [Подробнее] Линейная арматура - выполняет функции крепления, соединения и защиты различных элементов воздушной линии.

Изоляторы - применяются для электрического отделения (изолирования) токоведущих частей воздушной линии (т.е. проводов) от нетоковедущих элементов линии (опор).
« Последнее редактирование: 26 Декабря 2022, 11:11:52 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #3 : 27 Декабря 2020, 19:05:38 »

Опоры ВЛ

При передаче электрической энергии по голым проводам, находящимся на открытом воздухе, следует исключить возможные аварийные режимы работы ЛЭП, такие как замыкание на землю и короткие замыкания (однофазные и междуфазные). Для этого провода воздушной линии должны размещаться на определенном расстоянии, не менее минимально допустимого, от земли, друг относительно друга, от различных объектов с которыми пересекается трасса ЛЭП и др. Опоры являются одним из главных конструктивных элементов линий электропередач, отвечающим за подвеску электрических проводов на определённом уровне.

Классификация опор
Классифицировать опоры можно по различным признакам: по назначению (по характеру воспринимаемых нагрузок), по особенностям их конструкции, по материалу из которого изготовлена опора, по способу закрепления в грунте, по количеству цепей передачи электрической энергии и т.д. В зависимости от назначения опоры, она должна выдерживать определенные нагрузки. По характеру воспринимаемых нагрузок опоры разделяются на два вида: воспринимающие усилие натяжение от проводов и тросов и не воспринимающие такого тяжения.

В зависимости от этого применяют следующие типы опор:
Промежуточные — устанавливаемые на прямых участках трассы, воспринимают вертикальные усилия от веса проводов, изоляторов, арматуры и горизонтальные нагрузки от давления ветра на опору и провода. Промежуточные опоры также могут устанавливаться в местах изменения направления трассы при углах поворота менее 20-30 градусов, в этом случае они воспринимают и поперечные нагрузки от тяжения проводов. В аварийном режиме (при обрыве одного или нескольких проводов) промежуточные опоры воспринимают нагрузку от тяжения оставшихся проводов, подвергаются кручению и изгибу. Поэтому их рассчитывают с определенным запасом прочности. Промежуточные опоры на линиях составляют 80-90%.
Анкерные — устанавливаются в местах изменения направления трассы, числа, марок и сечения проводов, а также на пересечении ВЛ с различными сооружениями, воспринимают усилия натяжения проводов ВЛ

На базе анкерных опор могут выполняться:
концевые опоры - устанавливаются в начале и конце ВЛ, воспринимают односторонние усилия тяжения проводов.
угловые опоры - устанавливаются в местах изменения направления трассы,
ответвительные опоры - предназначены для выполнения ответвлений,
перекрестные опоры - устанавливаются в местах пересечения трасс воздушных линий,
переходные - устанавливаются в местах перехода трассы линии через различные препятствия (железные и автомобильные дороги, реки и водоемы и т.п.),
транспозиционные опоры - предназначены для изменения расположения фаз на опоре

По материалу, из которого изготавливаются, опоры могут быть:
А. Деревянные. Первоначально все ВЛ до 220 кВ сооружались на деревянных опорах, пропитанных антисептиком. Деревянные опоры изготовляют из круглых брёвен леса не ниже III сорта, как правило, из сосны, лиственницы и ели. Древесина сосны и лиственницы содержит много смолы и поэтому хорошо противостоит действию влаги.
Прочность деревянных опор в значительной степени зависит от влажности древесины. При уменьшении влажности в деревянных опорах из-за усушки древесины нарушаются соединения: ослабляются гайки и бандажи. Чтобы получить древесину, пригодную для изготовления опор (с влажностью 18-22 %), ее сушат. Основным способом является атмосферная, т.е. естественная сушка на воздухе, которая хотя и является длительной, но дает наилучшие результаты.
Кроме влажности на прочность древесины влияют также гниль, сучки, трещины и другие повреждения. Самым опасным пороком является гниль, возникающая от поражения древесины грибками. Для защиты от гниения древесину пропитывают маслянистыми и минеральными антисептиками. Лучше всего поддается пропитке сосна, наружные слои лиственницы и ели пропитываются антисептиками очень плохо. В процессе эксплуатации пропиточный состав со временем вымывается из стойки опоры (через боковую поверхность из стойки может вымываться порядка 10% пропиточного состава, а через торцевые поверхности – около 90%), поэтому при установке деревянной опоры верхний торец необходимо закрывать крышкой (например, оцинкованной стальной или пластмассовой), а нижний торец – влагонепроницаемым материалом.

Деревянные опоры имеют ряд преимуществ:
1. Низкая стоимость. Деревянные опоры дешевле железобетонных и металлических опор;
2. Деревянная опора значительно легче железобетонной (примерно в 3 раза), что снижает затраты на их транспортировку к месту монтажа, кроме того для установки деревянных опор не требуется применение крановых механизмов большой грузоподъемности. При необходимости, деревянную опору можно установить в грунт вручную;
3. Хорошие диэлектрические свойства, что приводит к снижению токов утечки на ВЛ;
4. Деревянные опоры лучше выдерживают изгибающие нагрузки, чем железобетонные (примерно в 1,5-2 раза), поэтому они лучше противостоят гололедным и ветровым нагрузкам;
5. Снижается вероятность «эффекта домино». Так как железобетонная опора значительно тяжелее деревянной то, падая она может увлечь за собой соседние опоры по всему анкерному пролету, более легкая деревянная опора будет удерживаться на натянутых проводах, что сокращает количество аварийных отключений на линиях;
6. «Условно» высокий срок службы. В соответствии с ГОСТ 20022.0-93  средний срок службы деревянных опор может достигать 45-50 лет.

Недостатки деревянных опор:
1. При несоблюдении требований ГОСТ по производству стоек деревянных опор (что на практике случается довольно часто), а именно, технологии сушки и пропитки, срок их службы существенно снижается. При отсутствии пропитки срок службы деревянных опор составляет 4-6 лет;
2. Относительно легкая возгораемость, причиной которой могут быть пожары, удары молнии и токи утечки, возникающие при загрязнении или пробое изоляторов
3. Применение для пропитки опасных/вредных химических веществ. Вещества выделяются из древесины при повышенных температурах, вызывают коррозию неоцинкованной линейной арматуры и затрудняют утилизацию опор.
В настоящее время деревянные опоры применяются, как правило, на ВЛ до 1 кВ.

Б. Металлические. Выполняют из стали специальных марок. Отдельные элементы соединяют сваркой или болтами. Для предотвращения окисления и коррозии поверхность металлических опор оцинковывают или периодически окрашивают специальными красками. Металлические опоры бывают решетчатого типа, а так же многогранные в виде гнутых стальных стоек

Многогранные металлические опоры выполняются из стоек в виде полых усечённых пирамид из стального листа с поперечным сечением в форме правильного многогранника. Секции стоек соединяются между собой телескопическим или фланцевым соединениями. Траверсы таких опор выполняются многогранными, решётчатыми или изолирующими

Преимущества многогранных опор ЛЭП:
1. Меньше сроки строительства. Сроки строительства ВЛ на многогранных опорах меньше чем у ВЛ выполненных железобетонными и металлическими решетчатыми опорами. Это обусловлено снижением трудозатрат за счет увеличенных пролетных расстояний, простоты установки многогранных опор, а также малого количества сборочных элементов.
2. Ниже затраты на транспортировку. Многогранные опоры отличает низкая стоимость транспортировки: в 1,5-2 раза дешевле решетчатых, и в 3-4 раза дешевле железобетонных опор. Длина секций 12 м позволяет использовать для перевозок стандартный габаритный транспорт. Телескопическая конструкция опор позволяет при транспортировке размещать одни секции внутри других.
3. Малый землеотвод. При применении многогранных опор затраты на постоянный землеотвод снижаются. По сравнению с железобетонными опорами выигрыш обеспечивается за счет меньшего количества опор при равном отводе на одну опору, а по сравнению с решетчатыми, за счет меньшего отвода под одну опору при примерно равном количестве опор.
4. Экономическая эффективность. С учетом выше приведенных преимуществ, использование при строительстве ВЛЭП стальных многогранных опор позволяет сэкономить до 10% денежных средств по сравнению с железобетонными и до 40% по сравнению с металлическими решетчатыми опорами

В. Железобетонные. Массовое внедрение данного типа опор началось в 50-х годах прошлого века взамен более дорогих металлических опор. Основными элементами железобетонных опор являются стойки, траверсы, тросостойки, надставки, оголовники, хомуты, оттяжки, различные узлы крепления и ригели. Стойки железобетонных опор выполняют из бетона, армированного металлом

Сопротивление бетона растяжению на порядок ниже сопротивления сжатию, поэтому для увеличения прочности опор при растяжении в бетон закладывается стальная арматура. Примерно одинаковые коэффициенты температурного расширения стали и бетона исключают появление в железобетоне внутренних напряжений при изменениях температуры.

В настоящее время доля ВЛ с железобетонными опорами составляет около 80% протяженности всех строящихся линий.

Широкое распространение железобетонных опор ВЛ обусловлено относительной дешевизной конструкций, высоким уровнем унификации и типизации стоек опор, и наличием широкой производственной базы. Железобетонные опоры обладают высокой механической прочностью, долговечны (срок службы около 40 лет) и не требуют больших расходов при эксплуатации. Затраты труда на их сборку значительно ниже, чем на сборку деревянных и металлических опор решетчатого типа. Положительным качеством железобетона является также надежная защита металлической арматуры от коррозии. С целью предохранения арматуры от коррозии опоры на заводе-изготовителе покрываются гидроизоляцией – асфальтобитумным лаком.

Недостатком железобетонных опор является большая масса, что удорожает транспортные расходы и вызывает необходимость применения при сборке и монтаже кранов большой грузоподъемности. Железобетонные опоры ВЛ способны выдерживать в 2-3 раза меньшие аварийные нагрузки, чем металлические, и для строительства линий требуется вдвое больше опор. Кроме того, при растяжении сталь может удлиняться в 5-6 раз больше, чем бетон, вследствие чего в бетоне могут появляться трещины. Для повышения трещиностойкости железобетонных конструкций применяют предварительное напряжение арматуры, которое создает дополнительное обжатие бетона.

Железобетонные стойки кольцевого сечения (конические и цилиндрические) изготовляют на специальных центробежных машинах (центрифугах), формующих и уплотняющих бетон путем вращения формы вокруг ее оси. Стойки прямоугольного сечения изготовляют способом вибрирования, при котором уплотнение бетона в формах производят вибраторами. Для линий электропередачи напряжением 110 кВ и выше используют только центрифугированные стойки, а для опор ВЛ до 35 кВ – как центрифугированные, так и вибрированные.

Траверсы железобетонных опор изготавливаются металлическими. Также проводятся работы по созданию стеклопластбетонных траверс, в которых бетон армирован стекловолокном. Отдельные участки ВЛ с такими траверсами и опорами находятся в опытно-промышленной эксплуатации.
Комбинированные. Для увеличения срока службы деревянных опор их выполняют составными: из более длинной основной деревянной стойки и короткого пасынка (приставки), как правило, железобетонного. Пасынок – часть опоры, которая заглубляется в землю.
Композитные. Применение опор из композитных материалов при сооружении воздушных линий является последним достижением в электромонтажном производстве. Основа применяемого материала - стекловолокно.

Достоинством композитных опор является: малый вес, упрощение процедуры хранения и транспортировки, простота монтажа и технического обслуживания данных опор, высокая прочность и долговечность, огнестойкость и экологичность, хорошие диэлектрические свойства.

К недостаткам данного типа опор можно отнести: относительно высокую стоимость, а также отсутствие опыта их монтажа и эксплуатации. Опоры из композитных материалов в настоящее время применяются в основном для организации сетей наружного освещения, однако все больше сетевых компаний начинает использовать стеклопластиковые стойки при сооружения ВЛ среднего и высокого напряжения

По способу закрепления в грунте:
1. Опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт
2. Опоры, устанавливаемые на фундаменты

По количеству цепей:
 - Одноцепные.
 - Двухцепные.
 - Многоцепные

По способу установки:
 - Свободностоящие опоры.
 - Опоры с оттяжками

Опоры ВЛ различают также по конструкции, которая зависит от назначения ВЛ, ее напряжения, количества проводов и тросов, подвешиваемых на опоре, их расположения, климатических и других условий.
Простейшая конструкция опоры — одиночный столб («свечка»).
Кроме «свечки» применяют более сложные опоры: А-образные, треноги, П-образные (портальные), АП-образные и т.д.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 27 Декабря 2020, 19:25:10 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #4 : 27 Декабря 2020, 19:35:42 »

Для металлических и железобетонных опор ВЛ 35—330 кВ в СНГ принята условная система обозначения.

БуквыЧто обозначают
П, ПСпромежуточные опоры
ПВСпромежуточные опоры с внутренними связями
ПУ, ПУСпромежуточные угловые
ППпромежуточные переходные
АУ, У, УСанкерно-угловые
Аанкерные
К, КСконцевые
Бжелезобетонные
ММногогранные
ПКПромежуточные композитные
   
источник - здесь
« Последнее редактирование: 21 Марта 2022, 08:19:38 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #5 : 27 Декабря 2020, 19:38:45 »

экзотические опоры

Шуховская ба́шня на Оке


Калининград (Якорь)


Зеленоградск (Забивака)


Белгород (Герб)


Владимир (богатырь)


Воронеж   (маяк)


Красная Поляна (Ирбис - снежный барс)


Сочи   (Лыжник)


Рязань (Парашют)
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2022, 21:58:56 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #6 : 29 Декабря 2020, 18:07:22 »

Конструкция опор

Конструкции опор воздушных линий электропередачи весьма разнообразны и зависят от материала, из которого изготавливается опора (металлическая, железобетонная, деревянная, стеклопластиковая), назначения опоры (промежуточная, угловая, транспозиционная, переходная и т.д.), от местных условий на трассе линии (населенная местнсть или ненаселенная, горные условия, участки с болотными или слабыми грунтами и т.п.), напряжения линии, количества цепей (одноцепная, двухцепная, многоцепная) и т.д.

В конструкции многих типов опор можно встретить следующие элементы:
1. Стойка – является основным неотъемлемым элементом конструкции опоры, в отличие от остальных элементов которые могут отсутствовать. Стойка предназначена для обеспечения требуемых габаритов проводов (габарит провода — вертикальное расстояние от провода в пролёте до пересекаемых трассой инженерных сооружений, поверхности земли или воды). В конструкции опоры может быть одна, две, три и более стоек.

   двухстоечная                            трехстоечная


Стойка металлических опор решетчатого типа называется стволом. Ствол обычно представляет собой четырехгранную усеченную решетчатую пирамиду, выполненную из профилей стального проката (уголка, полосы, листа), и состоит из пояса, решетки и диафрагмы. Решетка, в свою очередь, имеет стержни-раскосы и распорки, а также дополнительные связи


Элементы конструкции металлической опоры:
1 – пояс стойки опоры;
2 – стержни-раскосы, образующие решетку стойки;
3 – диафрагма;
4 – траверса;
5 – тросостойка


2. Подкосы – применяются для угловых, концевых, анкерных и ответвительных опор ВЛ напряжением до 10 кВ. Они воспринимают на себя часть нагрузки опоры от одностороннего тяжения провода.


Угловая опора с двумя подкосами:
1 – стойка;
2 – подкос


3. Приставка (пасынок) – частично заглубляемая в грунт, нижняя часть конструкции комбинированной опоры ВЛ напряжением до 35 кВ, состоящей из деревянных стоек и железобетонных приставок.

4. Раскосы – наклонные элементы опоры служащие для усиления её конструкции и соединяющие несколько элементов опоры между собой, например, стойку с траверсой, либо две стойки опоры


Элементы конструкции комбинированной опоры:
1 – деревянная стойка опоры;
2 – железобетонная приставка (пасынок);
3 – раскос;
4 – траверса


5. Траверса – обеспечивает крепление проводов линии электропередачи на определенном (допустимом) расстоянии от опоры и друг от друга




Чаще всего можно встретить траверсы в виде жесткой металлической конструкции, однако существуют также деревянные траверсы и траверсы из композитных материалов.



Кроме того, на V-образных опорах типа «набла» и П-образных опорах можно встретить так называемые гибкие траверсы.



В некоторых конструкциях опор траверсы могут отсутствовать, например, у деревянных или железобетонных опор ВЛ напряжением до 1 кВ, у опор ВЛ с самонесущими изолированными проводами напряжением до 1 кВ, у анкерных опор ВЛ любого напряжение, где каждая фаза крепится на отдельной стойке


Опора 0,4 кВ без траверс

6. Фундамент – конструкция, заделанная в грунт и передающая на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).


Грибовидный ж/б фундамент

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки; для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные, а при установке переходных опор и опор на болотах - монолитные бетонные фундаменты.


Опора ЛЭП на свайном фундаменте

7. Ригель – увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор. Ригели увеличивают способность фундамента выдерживать горизонтальные нагрузки, действующие на опору, препятствуя ее опрокидыванию от сил тяжения проводов, при сооружении опор в слабом грунте


Грибовидный железобетонный фундамент (1) с тремя ригелями (2)

8. Оттяжки – предназначены для повышения устойчивости опор и воспринимают на себя усилия от тяжения провода


Опора закрепленная с помощью оттяжек

Верхняя часть оттяжки крепится к стойке или траверсе опоры, а нижняя часть к якорю или железобетонной плите. Кроме того, в конструкцию оттяжки может входить натяжная муфта – талреп


Нижняя часть оттяжек

9. Тросостойка – верхняя часть опоры, предназначенная для поддерживания грозозащитного троса. Обычно представляет собой трапециевидный шпиль на верхушке опоры. На опоре может быть одна или две тросостойки (на П-образных опорах), так же бывают опоры без тросостойки


П-образная опора с двумя тросостойками:
1 – стойка;
2 – тросостойка;
3 – траверса


10. Надставка – верхняя часть опоры, предназначенная для увеличения высоты стойки опоры



11. Подножник (подпятник) – часть опоры, которым стойка опирается на фундамент



Указанные выше элементы опор, в зависимости от класса напряжения ВЛ, могут существенно отличаться конструкцией и габаритами. Кроме перечисленных выше, в конструкцию опор могут входить и другие элементы. Например, элементами железобетонных опор до 10 кВ являются штыри, оголовники, хомуты, различные узлы крепления и т.п


Элементы конструкции железобетонных опор ВЛ 0,4-10 кВ: а – штыри, для крепления на них изоляторов; б – хомуты, для крепления траверсы к стойке опоры; в – узел крепления подкоса

источник - здесь
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2022, 22:01:34 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #7 : 30 Декабря 2020, 20:46:20 »

конструкция и составные части ВЛ


конструкции деревянных опор ВЛ:
Промежуточная до 1 кВ (а),
угловая до 1 кВ (б),
анкерная А-образная до 1 кВ (в),
промежуточная на 6 и 10 кВ (г)

1 — стойка;
2 —приставка;
3 — подкос;
4 — светильник;
5 — верхний и нижний ригели;
6 - траверса;
7 — изоляторы.
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2022, 22:02:47 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #8 : 30 Декабря 2020, 21:03:18 »

Типы опор ВЛ-0,4 кВ и 10кВ

П — промежуточная;
ПП - переходная промежуточная:
УП — угловая промежуточная:
А — анкерная;
ПА — переходная анкерная;
АК — анкерная концевая:
К — концевая:
УА — угловая анкерная;
ПУА — переходная угловая анкерная;
АО — анкерная ответвительная;
ПОА — переходная анкерная ответвительная;
О — ответвительная.

Эти буквенные сочетания содержатся во многих сериях опор по типовым проектам, перечисленных ниже.
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2022, 07:01:49 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #9 : 19 Февраля 2021, 10:28:49 »

Маркировка опор ВЛИ 0,4 кВ, что скрывается в расшифровке

Наиболее распространенные варианты опор:
(д-деревянные)

Промежуточная опора – устанавливается на прямых участках в одноцепных магистральных линиях в промежутках между анкерными опорами. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: П11, ПД1, П,23, П29, П31, П33, Пд7 и Пд71.

Двухцепная промежуточная опора – устанавливается на прямых участках в двухцепных магистральных линиях в промежутках между анкерными опорами. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: П12, П24, П34, П30, П32, Пд8 и Пд81.

Переходная промежуточная опора – устанавливается на переходах через препятствия (автодороги, инженерные сети и т.д.) в одноцепных магистральных линиях.
Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: ПП23, ПП33, ПП29, ПП31, ПП7, ППд7, ППд71, ППд9 и ППд91.

Двухцепная переходная промежуточная опора – устанавливается на переходах через препятствия (автодороги, инженерные сети и т.д.) в двухцепных магистральных линиях. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: ПП8, ПП34, ПП30, ПП32, ПП24, ППд10, ППд101, ППд8 и ППд81

Угловая промежуточная опора – устанавливается при повороте магистральной одноцепной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: УПД1, УП33, УП29, УП31, УП11, УТТ23, УПД1 с подкосом, УПд7, УПд71, УПд9, УПд91

Двухцепная угловая промежуточная опора – устанавливается при повороте магистральной двухцепной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: УП12, УП34, УП30, УП24, УПд8, УПд81, УПд10, УПд101, УПд12, УПд121

Анкерная (концевая) опора – устанавливается в конце одноцепной магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: Ад7, Ад71, А11, АКД1, А33, А29, А23, АКД1 с подкосом

Двухцепная анкерная (концевая) опора - устанавливается в конце двухцепной магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: А24

Двухцепная угловая анкерная (концевая) опора – устанавливается в конце двухцепной магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: УА12, А34, А30, УА30, УАд8, УАд81.

Переходная угловая анкерная опора – устанавливается на переходах магистральной линии через препятствия с последующим поворотом магистрали. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: ПУА7, ПУА33, ПА29, ПУА29, ПУА23, ПУАд7 и ПУАд71.

Двухцепная переходная угловая анкерная опора – устанавливается на переходах двухцепной магистральной линии через препятствия с последующим поворотом магистрали. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: ПУА8, ПУА24, ПУА34, ПА30, ПУА30, ПУАд8 и ПУАд81

Угловая анкерная опора – устанавливается на поворотах магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: УА24, УА11, УАД1, УА29, УА23, УАД5 с оттяжкой, УАД5 с подкосом, УАд 7, УАд71, УАД.

Анкерная ответвительная опора – устанавливается на ответвлениях от основной магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: АО11, ОА33, АО29, ОАд7, ОАд71, АО23

Двухцепная ответвительная анкерная опора – устанавливается на ответвлениях от основной двухцепной магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: АО12, ОА34, АО30, АО24, ОАд8 и ОАд81

Переходная анкерная ответвительная опора – устанавливается на ответвлениях от основной магистральной линии при пересечении препятствия. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: ПОА7, ПОА23, ПОА24 , ПОА33, ПОА29, ПОАд7, ПОАд71, ПОАд8 и ПОАд81.

Двухцепная переходная ответвительная анкерная опора – устанавливается на ответвлениях от основной двухцепной магистральной линии при пересечении препятствия. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: ПОА8, ПОА34, ПОА30

Специальная угловая опора с оттяжкой – устанавливается на поворотах магистральной линии когда невозможно установить подкос для угловой опоры. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: УПС23, УПС1, УПС33, УПС29

Концевая опора – устанавливается в конце одноцепной магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: КД3, КД3 с подкосом, Кд7 и Кд71

Концевая двухцепная опора - устанавливается в конце одноцепной магистральной линии. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: Кд8 и Кд81

Ответвительная опора – устанавливается на ответвлениях от основной магистральной линии на прямых участках. Согласно типовых проектов шифры данных опор с ж/б или деревянными стойками и арматурой разных производителей: ОД1, ОД3 с оттяжкой, ОД3 с подкосом.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 19 Февраля 2021, 10:33:23 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #10 : 26 Декабря 2022, 11:16:23 »

Развитие возобновляемых источников энергии ставит вопрос о передаче электричества на большие расстояния. В самом деле, солнечные панели лучше размещать ближе к экватору, а ветряки — на берегу моря. К тому же есть еще геотермальные, приливные и некоторые другие виды электростанций, которые сулят получение очень дешевой электроэнергии, но могут размещаться строго в определенных географических точках. Одна из причин, почему не сбываются прогнозы о полном переходе к альтернативной энергетике, — ограничения на длину линий электропередачи. В то же время и здесь технологии не стоят на месте, предлагая новые решения.

Традиционный подход к построению энергосистемы подразумевает строительство тепловой станции вблизи главных потребителей электроэнергии (в том же или соседнем субъекте Федерации) с доставкой туда топлива через трубопровод либо по железной дороге. По такому же принципу выбирают место и для атомных станций. Гидроэлектростанции строят там, где есть крупные реки. Как правило, это означает близость к потребителям энергии, поскольку исторически именно вблизи судоходных рек возникали основные центры экономической активности. Тем не менее уже для этого вида генерации иногда могут возникать диспропорции: в Сибири расположены самые мощные ГЭС, но они производят больше энергии, чем могут потребить в ближайших регионах.

Проектируют линии электропередачи (ЛЭП) исходя из того, чтобы в них терялось не более 10% энергии. Поэтому длина ЛЭП, за редким исключением, не превышает 2500 км. Причем такая длина характерна уже для уникальных проектов, большинство магистральных линий на переменном токе имеют длину, не превышающую 300 км. По данным автора статьи, самая протяженная ЛЭП, построенная в России после распада СССР, имеет длину 734 км, она соединяет Омскую и Новосибирскую области. Возвели ее в 2008 году вместо существовавшей с советских времен линии, соединяющей эти два региона через территорию Казахстана. Система работает на пере-менном токе, напряжение 500 кВ.

Идеи переброски электроэнергии между часовыми поясами вынашивались еще с советских времен. С 1980 по 1990 годы в СССР строилась линия «Итат – Барнаул – Экибастуз – Кокчетав (Кокшетау) – Кустанай – Челябинск» длиной 2344 км. Рабочее напряжение — 1150 кВ переменного тока.

Линия охватывала три часовых пояса, она про-ходила по территориям РСФСР и Казахской ССР. Частично ее ввели в эксплуатацию в 1988 г., полностью проект так и не был реализован. После распада СССР линия была разделена на два российских и один казахский сегмент, позже большая часть линии была переведена на напряжение 500 кВ. С тех пор в России ЛЭП такой длины пока больше не строились. Также стандарт 1150 кВ переменного тока распространения ни в России, ни в мире не получил из-за сложности реализации.

Передача электроэнергии на расстояния порядка нескольких тысяч километров позволяет, помимо экономии на генерирующих ресурсах, радикально повысить надежность энергоснабжения. При возникновении масштабной аварии энергоснабжения, например, в центральной части России, туда можно будет быстро подать электричество от мощных ГЭС, расположенных в Сибири. Существующие ЛЭП на это не способны, максимум их возможностей — подача электроэнергии из соседнего региона.

Исторически первые линии электропередачи в XIX веке использовали постоянный ток, но потом предпочтение отдали переменному, т. к. перешли на более высокие напряжения. Для преобразования напряжения имелись только трансформаторы. В 30-х годах XX века к идее построения ЛЭП большой длины на постоянном токе вернулись на уровне создания опытных образцов оборудования. Первые реально работающие линии были построены в 50-х годах. Но широкого распространения они не получили, поскольку в них использовались ртутные выпрямители и умформеры (связка из двигателя постоянного тока и динамомашины, предназначенная для преобразования постоянного тока в переменный). Данные устройства требовали регулярного обслуживания. Мощные полупроводниковые приборы для преобразования переменного тока в постоянный и обратно стали использоваться с 1972 года, что открыло широкие перспективы перед линиями на постоянном токе.

Иногда технологию построения линий на 1100 кВ постоянного тока выделяют в отдельную категорию UHVDC, т. е. Ultra Hight Voltage Direct Current, ультравысокое напряжение постоянного тока.

Соединение повышенного напряжения и передачи на постоянном токе дало в результате технологию, обозначаемую аббревиатурой HVDC. Она расшифровывается как High Voltage Direct Current, что в переводе с английского означает «Высокое напряжение постоянного тока». Напряжение в такой линии может достигать 1100 кВ. Самая длинная из действующих ЛЭП, запущенная в эксплуатацию в 2019 году, базируется как раз на технологии HVDC, передача осуществляется при напряжении 1100 кВ. Длина этой ЛЭП составляет 3300 км, расположена она в Китае.

К преимуществам HVDC, помимо большой длины линии, относится также отсутствие необходимости синхронизировать частоты между сегментами электрической сети, которые связывает линия. Это важно для экспортных поставок электроэнергии, поскольку не требуется дополнительно создавать трансграничные вставки постоянного тока между странами, энергосистемы которых не синхронизированы.

К 2029 г. должно быть завершено строительство подводной кабельной HVDC-линии между Марокко и Великобританией. Она будет состоять из четырех подводных кабелей, по которым на Туманный Альбион будет доставляться энергия с солнечной электростанции в Марокко. Электроэнергия, как планируется, будет передаваться на расстояние 3800 км. По состоянию на 2022 г. производятся проектно-изыскательские работы, данных о рабочем напряжении линии, а также конструкции кабеля в открытой печати пока не было опубликовано.

Линии HVDC на расстояние более 4000 км в обозримом будущем строить не планируется. Переход на постоянный ток решает проблему с потерями из-за электромагнитного излучения, но потери при передаче из-за сопротивления линии по-прежнему остаются.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 26 Декабря 2022, 11:18:05 от samsony1 » Записан

г
Страниц: [1]
Печать
 
Перейти в: