Расслабляться некогда: стройотрасль подводит итоги нацпроекта и разрабатывает планы на будущее. Интервью министра Ирека Файзуллина
За эти годы строительная отрасль сделала большой шаг вперед. Высокие результаты и позитивную динамику показало жилищное строительство. По предварительным данным, которые мы видим от регионов, третий год подряд строительным комплексом будет превышена отметка в 100 млн кв. метров. По итогам года жилищные условия улучшили 4,2 млн семей, а всего за период с 2020 года этот показатель превысил 19,2 млн семей. Таких результатов в строительной отрасли удалось достичь в том числе благодаря мерам поддержки, инициированным Президентом России и Правительством РФ, а также регулярной совместной работе с Государственной Думой, Советом Федерации, министерствами, ведомствами, организациями отрасли и регионами.
Одна из ключевых ролей в достижении этих целей была отведена системному подходу к сокращению времени реализации инвестиционно-строительных проектов. По итогам пересмотра всех этапов, мероприятий и административных процедур, которые прописаны в Градостроительном кодексе и охватывают весь строительный цикл, начиная от получения земельного участка и заканчивая регистрацией построенного объекта, количество документов, необходимых для строительства, с 2021 года сокращено на более чем 400 позиций – с 989 до 575. Таким образом, время возведения жилых домов, объектов социальной инфраструктуры, промышленности и ЖКХ снизилось более чем на 500 дней – с 1831 до 1300.
В этом году Минстроем России совместно с заинтересованными ведомствами подготовлен и утвержден постановлением Правительства РФ новый единый порядок управления капитальными вложениями. Для повышения эффективности капвложений мы полностью перешли к работе в Системе «Электронный бюджет». Цифровая система способствует сокращению количества капитальных объектов незавершенного строительства. Благодаря ей жители регионов получат долгожданные необходимые для комфортной жизни объекты, социальные учреждения, дороги, коммунальную, промышленную инфраструктуру. Это также стимулирует появление новых рабочих мест. На данный момент в реестре незавершенного строительства находятся 773 объекта. В отношении 596 из них уже приняты соответствующие управленческие решения.
Продолжаем масштабную работу по интеграции Луганской и Донецкой народных республик, Херсонской и Запорожской областей в социально-экономическое пространство РФ в рамках программы социально-экономического развития новых регионов России. Для улучшения качества жизни людей уделяем большое внимание строительству нового жилья, развитию инфраструктуры, объектов жилищно-коммунального хозяйства, и благоустройству общественных пространств. Также запущена льготная ипотечная программа по ставке в 2%. Стоит отметить, что в рамках социально-экономического развития новых регионов Правительством РФ утверждена новая и более масштабная редакция Программы, рассчитанная до 2030 года. В нее включены порядка 300 мероприятий, а в реализации будет задействована вся страна. Это представители 41 ведомства и отраслевых организаций, 80 регионов-шефов, а также 29 государственных компаний. Важной задачей для развития новых регионов является и повышение их инвестиционной привлекательности. С начала года объем налоговых поступлений в региональные бюджеты выросли в 2,1 раза к уровню 2023 года, что показывает заинтересованность организаций в локализации и масштабировании своего бизнеса здесь. В текущем году восстановлено 1535 многоквартирных домов, 230 школ, 143 детских сада, 61 медицинское учреждение, 134 объекта энергоснабжения и 303 объекта теплоснабжения. Новые регионы полностью подготовленными вошли в осенне-зимний сезон, контроль за прохождением которого в этом году был существенно усилен на территории всех субъектов РФ.
- Какие ключевые изменения произошли за последний год в законодательстве и регулировании строительства? Что ожидается в следующем году?
- Развитие строительной отрасли и сферы ЖКХ традиционно опирается на совершенствование законодательной деятельности. В тесном взаимодействии с Госдумой РФ, Советом Федерации, профессиональным экспертным сообществом в уходящем году было принято 188 нормативно-правовых актов.
Результатом этой работы стало сокращение сроков согласования и утверждения документации по планировке территории, ужесточение требований к получению управляющими организациями лицензий на эксплуатацию многоквартирных домов, а также усиление контроля за проведением капитального ремонта общего имущества МКД и требований безопасности в части технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В рамках нормативно-технического регулирования ключевым событием этого года стало вступление в силу изменений Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, соблюдение требований которого является фундаментом для развития строительной отрасли. Документ усиливает ответственность участников строительного процесса и направлен на повышение качества возводимых объектов жилья, социальной, промышленной и сопутствующей инфраструктуры.
Помимо этого, завершился основной этап реформы системы ценообразования в строительстве. Все регионы РФ перешли на ресурсно-индексный метод ценообразования, позволяющий формировать объективную стоимость реализации инвестиционно-строительных проектов. Благодаря этому мы получили дополнительный инструмент анализа с возможностью реагирования на изменения цен строительных ресурсов и можем принимать точечные решения в части проработки мер поддержки отраслевых организаций в каждом регионе.
В 2025 году вступит в силу ряд законов, которыми утвержден механизм применения счетов эскроу при строительстве индивидуальных жилых домов по договорам строительного подряда. Это важный шаг для развития частного домостроения, поскольку покупка своего дома станет быстрее, проще и безопаснее. Кроме того, будут установлены критерии надежности теплоснабжения потребителей для ресурсоснабжающих организаций, муниципальных образований, управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.
Для достижения верхнеуровневых показателей в составе нацпроекта сформированы 12 федеральных проектов. В них будет уделено особое внимание разработке 200 мастер-планов и комплексных планов долгосрочного развития крупных и малых городов, а также городских агломераций, строительству и обновлению жилья, чтобы при расчете на одного человека в среднем приходилось не менее 33 кв. метров.
- Минстрой России ведет серьезную работу по цифровизации строительной отрасли. Расскажите о цифровой вертикали, созданной в ведомстве.
- Цифровая вертикаль строительной отрасли является одновременно существенным результатом деятельности строительного комплекса и важнейшим элементом для его дальнейшего развития. Она связывает все звенья инвестиционно-строительного цикла в рамках единой экосистемы, обеспечивая взаимодействие участников проекта в общем информационном пространстве.
Для формирования «цифровой» вертикали строительной отрасли к уже функционирующим решениям платформы экспертизы и системы государственного строительного надзора в 87 субъектах РФ разработана и внедрена информационная система управления проектами государственного заказчика в сфере строительства (ИСУП). Объединение информации на региональном уровне в 85 регионах России достигнуто с помощью Государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности субъектов РФ (ГИСОГД).
На федеральном уровне сведения обо всех объектах капитального строительства будут аккумулироваться в ЕИС «Стройкомплекс.РФ», которая введена в эксплуатацию в текущем году. Система обеспечивает возможность на основе полученных данных проводить эффективную аналитику, а также принимать в процессе реализации проекта управленческие решения, влияющие на скорость возведения жилья, а также зданий и сооружений сопутствующей инфраструктуры. Это в перспективе позволит создать «цифровой двойник» не только отдельного мегаполиса, но и всей страны.
На данный момент в рамках создания ЕИС «Стройкомплекс.РФ» разработаны ключевые подсистемы: Реестр документов и Реестр требований. Реестр документов с помощью гибкости и прозрачности пришел на смену Исчерпывающего перечня. В нем содержатся сведения о всех 575 документах, материалах, сведениях и согласованиях, которые необходимы застройщику, а также техническому заказчику для реализации инвестиционно-строительного проекта. Реестр требований служит инструментом для систематизации и урегулирования противоречий между нормативно-техническими требованиями различных федеральных органов исполнительной власти. На данный момент в нем опубликовано свыше 115 тыс. требований.
подробнее -
здесь