Как Москва осталась без света или одна из самых крупных техногенных аварий в энергетикеВспоминая о блек-ауте США 14 августа 2003, председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс в августе 2003-го на пресс-конференции заявил: "У нас это невозможно".
Вся деятельность А. Чубайса и Б. Немцова (который в конце 90-х был министром топлива и энергетики) в рамках РАО ЕЭС была направлена на разрушение энергетической системы России.
Все началось 24 мая 2005 г. около 21:00, когда на подстанции "Чагино" случилось малозначительное происшествие: перегорел один из трансформаторов.
Это ничем не грозило московской энергосистеме само по себе, если бы не еще одно досадное недоразумение — как раз накануне рабочие залили этот трансформатор, стоявший на открытом воздухе, машинным маслом.
В результате электрическое замыкание спровоцировало небольшой взрыв, горящее масло разбрызгалось вокруг, и пожар охватил соседнее оборудование.
Автоматическая система предотвращения ЧП среагировала, как и положено — подстанция "Чагино" отключилась.
Затем встала и ТЭЦ-22, которая была связана с подстанцией высоковольтной линией электропередачи.
Но и это еще не грозило Москве масштабными проблемами. Тем более что за ночь энергетики придумали как компенсировать недостающие мощности, подсоединив столичные сети к линии, питающей Каширу.
Авария.
Но утром, когда потребление электроэнергии возросло, а работа подстанции "Чагино" и связанной с ней ТЭЦ-22 еще не были восстановлены, система не выдержала.
Напряжение в сети резко упало, и 25 мая 2005 года с 9:23 до 10:45 одна за другой подстанции: "Очаково", "Ногинск", "Пахра", "Калужская", "Михайловская" — встали. Началось каскадное отключение.
Цепная реакция затронула не только московские электросети. Прекратили свою работу Алексинская и Ефремовская ТЭЦ, Новомосковская и Щекинская ГРЭС.
Без света остались более 6 млн человек — жители 5 административных округов столицы, 34 районов Подмосковья, Тульской, Рязанской и Калужской областей.
Только к 18:00 часам 25 мая энергетикам удалось восстановить электроснабжение жизненно важных объектов (больниц, предприятий ЖКХ, высокотехнологичных производств, транспортных компаний), а полное устранение последствий ЧП завершилось лишь к вечеру 26 мая.
Следует отдать должное спокойствию и выдержке москвичей и гостей столицы, сумевших не поддаться панике. Военные предоставили больницам мобильные дизельные электростанции, что спасло жизни многих пациентов.
По-настоящему опасная ситуация сложилась в метро. Поезда остановились и пассажирам пришлось самостоятельно выбираться на поверхность по неработающим эскалаторам.
В лифтах застряли, по разным данным, от 1 до 1,5 тыс. человек.
Столичная мэрия оценила ущерб в 1 млрд 708 млн рублей, администрация Подмосковья — в 503 млн 940 тыс. рублей. Тульская область, которая тоже была обесточена 25 мая 2005 года, определила свои потери в размере 436 млн 800 тыс.
Авария нанесла не только экономический, но и экологический ущерб.
В течение нескольких часов в Москву-реку поступали сточные воды, не прошедшие очистку, потому что объекты водного хозяйства тоже остались без электричества, а резервных источников питания у них не оказалось. Сточные воды даже прорвали систему канализации, затопив небольшой участок Волгоградского проспекта. Из-за отключения электричества новомосковский завод "Оргсинтез" был вынужден произвести сброс оксида азота в атмосферу.
Доктор технических наук, Виктор Васильевич Кудрявый считает, что всему виной безграмотные действия руководителей отрасли.
Прежде всего, во главе энергохолдинга, а затем ведущих энергокомпаний были поставлены управленцы общего профиля. В правлении и совете директоров РАО "ЕЭС России" не было энергетиков с положительным опытом управления крупными энергокомпаниями. По государственным и ныне независимым компаниям картинка аналогичная.
Отсутствие профессионалов на ключевых должностях привело к тому, что снизилась надежность работы всей отрасли. Ликвидация научно-технической службы проводилась в РАО "ЕЭС России" в рамках реформирования, перехода на новые, рыночные рельсы.
Именно поэтому незначительное происшествие на подстанции "Чагино" привело к масштабной аварии: не было должного уровня координации между диспетчерскими службами разных энергетических компаний. Отсутствие согласованных действий привело к тому, что точной картиной происходящего не обладал никто.
А ведь утром 25 мая, когда возросло энергопотребление, достаточно было лишь найти дополнительные резервы, отключить некоторых (наименее значимых) потребителей на 1—2 часа, и никаких проблем бы не возникло. Помимо непрофессионального руководства и непродуманного реформирования работы московской энергосистемы, специалисты также относят к причинам аварии значительный износ оборудования на подстанции "Чагино" и других объектах.
Кто же виноват?
Казалось бы, логичный вопрос - виноват глава РАО ЕЭС. Но не все так просто. Ни следователи, ни большинство депутатов прямой вины А. Чубайса в случившейся аварии не нашли. Зато лишились своих постов генеральный директор компании "Мосэнерго" Аркадий Евстафьев и его заместитель по экономическим вопросам Владислав Назин.
Доктор технических наук В.В. Кудрявый и ряд других специалистов высказали мнение, что из диспетчеров просто сделали стрелочников, возложив на них всю ответственность за аварию.
источник -
здесь