В крупных городах всего мира проблема развития общественного транспорта становится все острее. Обычного не хватает, линии метро или трамваев строить долго, а главное, дорого. Но существует и альтернативный вариант, который объединяет в себе работу автобусов и метро
(метробус). Называется такая система BRT (Bus Rapid Transit, «скоростная автобусная перевозка»). Она реализована во многих мегаполисах совершенно разных стран, от США до Турции. Но наибольшее развитие BRT получила в Латинской Америке, где, собственно, и родилась.
Особенности системы BRT: выделенные полосы, остановки по центру трасс, специальные перроны и обилие дверей — все для ускорения перевозок
Более того, известны время и место возникновения идеи, выросшей в современные скоростные автобусные системы, а также ее автор. Она пришла в голову мэру бразильского города Куритиба Жайме Лернеру в начале 1980-х. Там остро не хватало транспорта и денег. Он первым сообразил взглянуть на ситуацию шире: автобусы нужно «вписать» в условия города. В частности, Лернер догадался выделить специальные полосы для сверхбольших автобусов, а также обеспечить их преимущество в движении. Именно эти особенности использует система BRT до сих пор. Но, разумеется, она включает еще много сопутствующих факторов, ускоряющих пассажиропоток, — например, специальные посадочные станции.
разнообразные кузова на них устанавливают сразу шесть местных фирм: Busscar, Caio, Comil, Marcopolo, Mascarello и Neobus. Различаются автобусы только формой да количеством и расположением дверей. Параметры самых габаритных из них следующие: длина до 28 метров, общая масса — 43,5 тонны, вместимость до 270 пассажиров.
BRT, по сравнению с трамваем, требует в 3 раза меньше инвестиций при строительстве линий, для BRT подвижной состав стоит в 3-4 раза меньше трамвайного ПС, в эксплуатации также - BRT выходит ощутимо дешевле. По поводу провозной ёмкости - 18-метровый BRT может перевозить 30000 пассажиров в день, 24-метровый трамвай - 35000 пассажиров в день (данные для линий протяженностью до 10 км) - т.е. разница незначительная, всего лишь 16%.
Лишь начиная от 15 млн ежегодных поездок (54000 - ежедневных) разница между стоимостью линии трамвая и скоростного автобуса - становится небольшой. Если пассажиропоток меньше - выгоднее строить BRT.