Сигнальные шары-маркеры для дневной маркировки воздушных линий связи и ЛЭПС 1 ноября 2010 года в России разрешены полеты малой авиации класса G, не требующие разрешения, нужно только уведомить органы управления воздушным движением. Верхняя граница для воздушного пространства класса G зависит от региона и варьируется от 300 м (Ростовская область) до 4500 м (субъекты федерации, расположенные в восточной части Сибири). Из-за малой высоты полетов и отсутствия диспетчерского разрешения встает необходимость маркировать воздушные линии связи и ЛЭП в зонах полетов малой авиации.
Рекомендация по такой маркировке внесена в стандарт ПАО «Россети» СТО 34.01-21.1-001-2017 «Распределительные электрические сети напряжением 0,4-110 кВ. Требования к технологическому проектированию». Различают дневную маркировку (маркер не светится, а только отражает свет) и светоограждение (маркер сам излучает свет).
СШМ (сигнальные шары маркеры) и светоограждение на ЛЭП с напряжением 35 кВ и выше также должны быть, вне зависимости от расположения линии относительно аэродрома, на переходах через озера и судоходные реки, а также при пересечении автомобильных дорог IА, IБ, IВ. При этом СШМ и светоограждение устанавливаются не только на грозозащитные, но и на фазные провода (если этих проводов несколько и они расположены в одной плоскости, помечают только крайние провода). В ряде случаев допускается установка только СШМ без светоограждения, данные варианты перечислены в СТО 34.01-2.2-016-2016. Например, вполне можно обойтись только СШМ, если в данном районе из малой авиации заведомо летают только самолеты, которые выполняют авиационно-химические работы в сельском хозяйстве, ведь такие работы производятся в светлое время суток. Также указанный стандарт описывает принципы размещения СШМ на проводах.
СШМ могут быть белого, красного и оранжевого цвета.
подробнее -
здесь