Замминистра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин о текущей ситуации в жилищном строительстве в интервью для «Все о стройке»Строительная отрасль России развивается в эпоху экономической турбулентности и за последние несколько лет ощутила на себе все вызовы времени. О том, как прошел 2025 год для отрасли, о вводе жилья, индивидуальном строительстве и точечной застройке, поддержке застройщиков, ценах на жилье и немного о личном в интервью директору портала Всеостройке.рф Светлане Опрышко рассказал Никита Стасишин, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
– Никита Евгеньевич, с учетом текущей экономической ситуации, когда реально выполнить задачу по вводу 120 млн кв. м жилья в год?– Если посмотреть реперные точки и планы реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни», то в период до 2030-го года основная задача — обновление жилищного фонда. Но она не может идти без увеличения объемов жилищного строительства. Мы планируем выйти на показатели, как и положено в рамках реализации указа, к 2030-му году, несмотря на сегодняшнюю ситуацию, которая складывается как в экономике, так и в строительной сфере, с учетом снижения объема запуска новых проектов жилищного строительства.
Никто не отменял задачи, поставленные президентом, и они никогда не отменялись, и отменены не будут. Поэтому, несмотря на снижение объема запусков, который повлияет на ввод 2027–2028 годов, мы видим, что к 2030 году достигнем поставленной президентом задачи по жилищному строительству.
– Михаил Мишустин поручил повысить качество и доступность жилья. Какие меры прорабатываются?– Что касается качества жилья: с учетом снижения спроса из-за ситуации в экономике и перетока бОльшего объема покупок жилья в программы с государственным участием, которые реализуются по поручению президента (это семейная ипотека, дальневосточная, арктическая, сельская, ипотека для IT), — хотя мы видим объем покупок жилья за собственные средства, но потихоньку начинает восстанавливаться спрос и на рыночные программы. Здесь важна конкуренция между застройщиками: никто уже не конкурирует ценой квадратного метра, мы неоднократно об этом говорили.
Конкуренция уже идет не только за счет благоустройства, наличия социальных объектов — это уже воспринимается как должное, и по-другому быть не может. Это очень здорово. Причем вне зависимости от региона, от цены квадратного метра, опорного населенного пункта, города, села и так далее. Сегодня застройщики начинают, на мой взгляд, конкурировать двумя основными показателями. Первый — скорость строительства и соблюдение срока ввода и неперенос «вправо» завершения объектов жилищного строительства.
Второй — это качество МОПов (мест общего пользования, ред.), отделки, проекта, комфорта проживания внутри. Еще раз говорю: все, что вокруг, уже стало обыденным и неотъемлемой частью любого проекта жилищного строительства, даже в части и индивидуального жилищного строительства. Начинает работать закон, который мы приняли в марте этого года в части эскроу и защиты наших граждан при строительстве индустриального жилья на собственном участке или находящемся в аренде у муниципальной или региональной власти. Они начинают опережающим темпом обеспечивать необходимой инфраструктурой, в том числе социальной, транспортной, такие проекты.
– Видит ли Минстрой риск затоваривания на рынке жилья?– Сегодня средняя распроданность, если смотреть ввод 2026-го года, составляет порядка 60 с небольшим процентов. Но если смотреть динамику, которую мы видим из отчетов Центрального банка и нашего Института развития ДОМ.РФ, в октябре и в ноябре объем прироста денежных средств на эскроу начал увеличиваться, темпы продаж увеличиваются. Я пока очень сдержанно отношусь к прогнозам, сдержаннее моих коллег, потому что мы видим в структуре цены квадратного метра, сколько стоит проектное финансирование и обслуживание кредитов. Считаем, что там точно есть над чем работать с точки зрения аппетитов и банков, и не только банков, и застройщиков тоже — здесь тоже надо быть честными.
– В прошлом году было много слухов о возможном банкротстве застройщиков. Сейчас рынок успокоился. Он уже выровнялся относительно ключевых рисков?– Если посмотреть по структуре задолженности групп компаний, то есть компании, которые полностью закрыли свои операционные кредиты, бридж-кредиты, и у них отрицательный долг относительно проектного финансирования. То есть у них денег на эскроу хватает, чтобы строить по эффективной ставке, и все, что шло как корпоративные кредиты, полностью закрыто.
Соответственно, владельцы этих компаний объективно достали свои деньги, закрыли кредиты, распродали некоторые проекты — хорошие, качественные проекты — и считают, что их репутация, как владельцев компаний, как группы компаний, намного ценнее, чем возможные проблемы и маржин-коллы в банках по тем или иным проектам. Потому что сегодня в банке один проект заложен через другой — такая цепочка.
Основные задачи, которые мы видим перед Минстроем, — это увеличение доли строительства индустриального ИЖС. Это очень системная, серьезная задача. Еще задача, которую мы видим, — оптимизация инвестиционного цикла у застройщиков по тем параметрам, по которым я сказал, особенно в увеличении производительности труда. Это тоже не задача 2026 года, она достаточно стратегическая.
источник -
здесь