сценический свет и наружное освещение по протоколу DMX-512Самый распространенный протокол управления многоканальным театральным сценическим освещением.
Протокол DMX 512 позволяет подключать до 512 каналов управления различными осветительными приборами.
Управление DMX 512 - управление светом от английского «Digital Multiplex». Несмотря на то, что управление DMX 512 светом было первоначально создано для показа на сцене, в современном мире его также используют в различных приложениях, где мы захотим полностью контролировать светодиодное освещение.
Применение светодиодных приборов, дает широкие возможности для реализации сложных задач освещения.
Особенно актуальны помимо театрального применения - осветительные приборы фасадного освещения.
Что же представляется собой DMX-512 ? - особенностью цифрового протокола DMX является параллельное подключение всех драйверов к шине управления. По сути, это протокол, который физически построен на стандарте RS-485. Для этого используются трех- и/или пятиконтактные разъемы, а на самом DMX-приборе есть разъемы «мама» и «папа», параллельно соединенные между собой, для более удобного подключения устройств в единую линию связи.
Самое главное, что этот самый DMX-протокол позволил делать всякие интеллектуальные приборы! Вот по ним мы и пробежимся сейчас, чтобы свободно пользоваться их названиями в будущем. Насколько я понимаю, интеллектуальными приборами можно называть всё, кроме обычных диммеров и свитчеров — всякие движущиеся, вращающиеся штуки, приборы световых эффектов.
Управление в системе осуществляется от многоканальных DMX-пультов.
Типы световых приборовСвитчеры — это приборы, которые могут только включать и выключать питание через DMX. Их можно использовать для зажигания какого-нибудь статического света (например, ультрафиолетовой подсветки на люменисцентных лампах) или включения оборудования. Скажем, повесить питание зеркального шара, дымовой установки… Причём, раз уж их упомянули, то надо сказать что они бывают и совсем автономные — просто панель с выключателями и розетками или клеммами, куда подключаются отходящие линии.
Диммеры — это приборы, которые регулируют яркость света. Тут всё как обычно: тиристоры/симисторы и фазо-импульсное управление. Как-то я думал сделать свой диммер, который мог управляться с компа, и описывал там этот принцип управления освещением.
Колорчейнджеры. Это прожектора, которые меняют свой цвет по команде с DMX. Раньше с этим термином было всё ясно: были обычные прожектора — лампа и линза. А были прожектора, в которых светофильтры прокручивались в кассете на нужную позицию. Сейчас этим термином можно обозвать всё, что угодно: например светодиодный RGB-прожектор тоже легко попадёт под этот термин, хотя его обычно относят к прожекторам заливочного света («PAR»).
Однако ещё есть целый класс приборов, которые тоже зовутся колорчейнджерами. Такие приборы меняют цвет луча, могут проецировать узоры (гобо), мигать лучом и менять его фокусировку и диаметр и используются, чтобы сформировать один луч света. Ими можно что-то подсветить или просто навесить их в ряд и сделать пачку лучей, цвет, узоры (и прочее) у которых управляются отдельно.
Светодиодные PAR-прожектора. Это прожектора для заливочного света. Они дают не сфокусированный луч, а рассеяный свет и используются, чтобы дать фоновую засветку. На заглавной фотке поста они у меня направлены на потолк и дают одсветку для лучей сканеров. Сейчас они все светодиодные, и технология там такая же, как и в светодиодных лентах: RGB или RGBW. Яркость каждого канала меняется отдельно, и мы можем составлять любые цветовые оттенки.
Сканеры. Их существует множество и разнообразных, лучами различной формы (снежинки, звездочки, фигуры и пр.) они сканирут пространство.
Вращающиеся головы. Это — развитие сканеров. В какой-то момент решили не возиться с зеркалом и его хрупкостью, а вращать всю конструкцию целиком. Первый профит, который из этого получился — это горадо большие углы движения луча. Например современные головы могут сделать 1,5 оборота по горизонтали (там что-то около 500 градусов выходит) и почти полный оборот по вертикали (около 300 градусов). Соотвественно одна такая голова может светить и на задник сцены, и в середину, и вообще в зрительный зал.
пример пульта управления -
здесьподробнее ->
здесьPS - подобный протокол широко применяется в автоматизированных системах управления наружным освещением и динамично меняющейся архитектурной подсветки зданий.