Электротехнический форум ЭЛЕКТРО 51



22 Ноября 2024, 00:31:52 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
Расширенный поиск  

Страниц: [1] 2
Печать
Автор Тема: шинопроводы - назначение, классификация, выбор, применение, изготовители  (Прочитано 14865 раз)
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« : 30 Декабря 2020, 20:23:02 »

СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ
Сегодня термин шинопровод, известный также как шинный мост, токопровод или басбар, прочно вошел в обиход проектировщиков, монтажников, строителей и инвесторов. Сейчас трудно найти значительное здание, сооружение или объект в котором не нашло бы себе применение это изделие.
При больших нагрузках или значительном количестве присоединений к магистральной линии электропитания предпочтение отдается системе изолированных шин заключенных в жесткую оболочку – шинопроводам вместо традиционных кабельных линий.
Необходимым условием для поставки на объект является определение соответствия шинопровода требованиям, предъявляемым при проведении тестовых испытаний. Кажущаяся простота в изготовлении и повышенный спрос привели к появлению на рынке строительства РФ множество разновидностей этих изделий, а количество фирм изготовителей сегодня приблизилось к тридцати.

При однозначном принципе конструирования, каждая фирма вносит в разрабатываемое изделие тот или иной оттенок, или свой нюанс. В этих условиях важно не ошибиться при выборе изделия в погоне, например, за низкой ценой инвестиции, что сегодня больше всего привлекает строительные компании. Ошибка при выборе фирмы изготовителя на этапе строительства может дорого обойтись позже при эксплуатации объекта.

Появление первых шинных систем отмечено в начале прошлого столетия и связано с внедрением электроснабжения в металлургические процессы, а именно с электронагревом. Тогда выяснилось, что использование традиционных кабельных систем невозможно из-за их громоздкости и с этим связано появление шинных систем.
Для передачи большой мощности на каждую фазу приходилось по несколько проводников – шин и такая система носила название системы с расщепленными фазами.

Первые упоминания о системах шинопроводов появилось в начале сороковых годов прошлого столетия в США, где на строительстве высотных зданий для распределения электроэнергии по этажам потребовались новые инженерные решения. В одном только Чикаго числилось 32 строения высотой более 90 метров. А в Нью-Йорке в этот переломный год выросло сразу три всемирно известных небоскреба Трамп-Билдинг (1930г), Крайслер Билдинг (1930 г) и Эмпайр-Стейт-Билдинг (1931 г), последний высотой 381 метр с количеством этажей 102 этажа. Необходимость мобильного отвода энергии на каждом этаже привела к созданию распределительной системы средней мощности Power Distribution Bus - распределительного шинопровода, в котором голые шины размещались внутри стального корпуса на изоляционных основаниях с воздушным зазором между ними. Отвод энергии проводился через специальные окна в корпусе шинопровода по принципу устройств розеточного типа.

Магистральные шинопроводы появились несколько позже. Разработанная инженерами Франком и Фишером (США) в 1943 году новая система соединений легла в основу конструкции шинопроводов с так называемыми спаренными фазами, где шины разных фаз прокладывались попарно через малый изоляционный промежуток. Однако из-за существовавшего тогда военного положения основные материалы для изготовления шин медь и алюминий шли на военные цели. В частности, алюминий шел полностью на нужды авиации.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 30 Декабря 2020, 20:30:13 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #1 : 30 Декабря 2020, 20:27:02 »

Шинопровод
Шинопровод представляет собой устройство из неизолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций, которые служат для передачи и распределения электроэнергии в производственных помещениях, на территориях промышленных предприятий и т. д. По сравнению с обычными видами электропроводок шинопроводы имеют высокую надёжность электроснабжения и меньшие затраты времени и средств при монтажных работах, они дают возможность переместить в цехе электроприемники в любое место и безопасно отсоединить и присоединить их без перерыва в электроснабжении других электроприёмников. Кроме того, они занимают мало места и не требуют особого ухода. Наибольшее распространение шинопроводы получили в установках до 1 000 В в виде комплектных магистральных или распределительных линий. Наряду с этим в устройствах 6, 10, 35 кВ кабельные и обычные шинные магистрали также стали заменяться комплектными шинопроводами. Их устанавливают на электростанциях (в блоке генератор—трансформатор), на крупных подстанциях (в качестве шинных магистралей), на промпредприятиях (для питания энергоёмких установок) и др.

Конструкция шинопровода зависит от размеров шин, их формы и взаимного расположения, типа изоляторов и способа защиты шин от воздействия окружающей среды. Шинопроводы могут быть открытыми (неизолированные шины на опорных изоляторах) или закрытыми, с изоляционным или металлическим корпусом. Наибольшее применение комплектные закрытые шинопроводы находят в сетях низкого напряжения. В шинопроводах чаще всего используют плоские алюминиевые шины. Шинопроводы различных серий и типов комплектуются из отдельных секций различной конфигурации. Секции могут быть прямые, угловые, ответвительные и другой формы. В состав комплектного шинопровода, кроме секций могут входить: ответвительные коробки, содержащие защитную аппаратуру ответвлений; переходные узлы для соединения между собой шинопроводов различного типа и другие конструктивные элементы.

По назначению шинопроводы подразделяют на
магистральные,
распределительные,
осветительные,
троллейные.

Магистральные шинопроводы
Магистральными называются шинопроводы, предназначенные для сооружения магистральных линий, связи подстанций по стороне низкого напряжения, для питания распределительных шинопроводов, распределительных пунктов, отдельных крупных электроприёмников напряжением до 1 000 В частотой 50 Гц. Шинопроводы представляют собой комплектную электрическую сеть, состоящую из конструкций для крепления и отдельных секций, соединяемых между собой предусмотренным способом. Они изготавливаются отдельными секциями нормализованной длины — прямые и фигурные (угловые и ответвительные), что позволяет собрать шинопровод любой конфигурации.

В зависимости от РУНН снимающего напряжение монтируются различные концевые фланцы.

Распределительные шинопроводы
Распределительные шинопроводы – это шинопроводы с меньшими номинальными токами (обычно 250, 400, 630 А) и большим числом ответвлений. Служат для непосредственного присоединения к ним электроприёмников.

Для предотвращения случайных механических повреждений распределительные шинопроводы прокладывают на высоте 2,5 – 3м от пола, с использованием следующих вариантов крепления:
- непосредственное крепление к потолку;
- подвешивание к потолку или фермам при помощи жёстких подвесок;
- непосредственное крепление к стене или колоннам здания;
- опирание на опоры, прикреплённые к полу

Осветительные шинопроводы применяют для подключения осветительных приборов или потребителей небольшой мощности и выпускают на токи от 25 до 40 А.

Троллейные шинопроводы применяют для питания цеховых электроприёмников подвижного состава (например, кранов, кран-балок, монорельсовых дорог, напольных тележек, установок для раскроя тканей) и выпускают на токи от 35 А до 1 кА.

Достоинства шинопроводов.
· простота монтажа;
· гибкость в эксплуатации – в отличие от кабельных, шинные системы можно легко изменять, дополнять или переносить в другое помещение, здание и устанавливать заново без особых капитальных затрат;
· компактность конструкции, простота осмотра и высокая эксплуатационная надёжность;
· шинопроводы в меньшей степени горючи по сравнению с обычными силовыми кабелями.

К недостаткам шинопроводов можно отнести их более высокую стоимость по сравнению с кабелями. Однако, если сравнивать в целом проект системы электроснабжения с использованием шинопроводов и кабельных линий, учитывая затраты на выполнение монтажных работ и эксплуатационные расходы, то применение шинопроводов выглядит экономически оправданным.

Шинопроводы могут быть устроены на месте установки из разрозненных элементов или собраны из модульных секций шинопровода заводского изготовления.

Шинопровод может состоять из следующих элементов:
 - прямые секции с узлами ответвления или без них;
 - секции для изменения положения фаз, разветвления, поворота, а также вводные и переходные;
 - секции ответвлённые.

источник - здесь
Wikipedia may be blocked in Russia because of an article about the invasion of Ukraine.

PS
1. применение шинопроводов целесообразно свыше определенной мощности, далее это будет озвучено, вместо нескольких кабелей больших сечений в нитке питающих линий.
2. наибольшее применение получили осветительные шинопроводы, в т.ч. для подключения трековых светильников.
3. к параметрам шинопроводов следует так же отнести класс напряжения - до 1 кВ, выше 1 кВ (6, 10,20,35, 110, 220  кВ
4. шинопроводы на свыше 110 кВ применяются в элегазовых ЗРУ.
« Последнее редактирование: 04 Марта 2022, 10:36:43 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #2 : 31 Декабря 2020, 14:36:01 »

ПЛОСКАЯ ШИНА - СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Почему сегодня предпочтение отдается шинным изолированным системам?
Дело в том, что в проводниках круглого сечения необходимо учитывать снижение пропускной способности из-за явления поверхностного эффекта (скин-эффекта).
Этот эффект связан с различной геометрией проводника влияющей на его пропускную способность (рис. 3). В отличие от постоянного тока, где поле равномерно распределено по сечению проводника (рис.3.1), не зависимо от геометрической формы проводника, на переменном токе картина распределения меняется. С увеличением сечения круглого проводника его пропускная способность падает из-за роста внутреннего электрического сопротивления, ибо центр проводника связан с множеством концентрических слоев образуемых электромагнитным полем переменного тока в проводнике. Из-за постоянного изменения направления тока с частотой 50 раз в секунду (промышленная частота 50Гц) внутреннее сопротивление проводника круглой формы возрастает и ток перемещается ближе к внешней части проводника, туда, где сопротивление меньше и поэтому часть сечения проводника недоиспользуется.

Это видно на эпюре распределения плотности тока в проводнике круглого сечения (рис.3.2). Дальнейший рост сечения проводника становится невыгодным, увеличение количества меди или алюминия в проводнике круглого сечения не приводит к пропорциональному увеличению пропускной способности по току. В плоской шине распределение тока более равномерно, поскольку центр шины расположен ближе к краям. Это видно из эпюры распределения для плоской шины, равновеликого круглому проводнику сечения (рис.3.3). Чем больше величина отношения высоты шины к ее толщине, тем лучше картина распределения плотности тока в ней, что видно на примере эпюры рисунка 3.4. В современных шинопроводах это соотношение может достигать кратности 30.

По этой причине пропускная способность по току шинопроводов с проводниками плоского сечения (шинами) выше, чем у кабелей (провода) круглого сечения [9]. Это подтверждается и таблицами нагрузок на голые провода (1.3.29) и голые шины (1.3.31) Правил устройства электроустановок [10]. Например, плоская медная шина сечением 3 х 25 = 75 мм2 несет такую же нагрузку, как и круглый медный провод, но уже большего, 95 мм2 сечения, т.е. по 340 А. В связи с указанными особенностями проводников круглого профиля, сечения кабелей ограничивают и, их максимальное значение не превышает 185 мм2, при этом максимальная нагрузка для трехжильных кабелей с медными жилами при прокладке на воздухе составляет 350А.

Можно подсчитать, что для передачи до ГРЩ трансформаторной мощности, например1600 кВА, при трехфазном токе и напряжении 380В, потребуется кабелей: n = Р/√3 • Imax к • U = 1600000 / 1.73 • 350 •380 = 6,95, т.е. 7 четырехжильных кабелей сечением 4 х 185 мм2.


Рис. 3. Эпюры распределения плотности тока в проводниках круглого и плоского сечения.

Рис. 3.1. В проводнике круглого сечения на постоянном токе.
Рис. 3.2. В проводнике круглого сечения на переменном токе.
Рис. 3.3. В проводнике прямоугольного сечения на переменном токе.


Для прокладки такого количества кабелей, с учетом диаметра кабеля равного 5,5 см и такой же величины зазора между каждым кабелем, нам потребуется лоток с высотой борта 10 см и шириной лотка bл : bл. = 7 х 5,5 + 7 х 5,5 = 77 см. Площадь поперечного сечения такого лотка Sл составит: Sл = 77 х 10 = 770 см2. Из каталога для системы KLM-S [11, стр.19] площадь поперечного сечения шинопровода с медными шинами Sш составит: Sш = 13,8 х 20,8 = 287 см2.

Откуда следует, что для пропуска магистрального шинопровода по трассе требуется значительно меньше места, чем для кабельной трассы при одной и той же передаваемой мощности. В строящемся здании для прохода трассы по горизонтали и вертикали шинопроводами потребуются меньшие пространственные объемы и размеры шахт, чем для кабельных систем. Также шинные системы обладают большим экономическим эффектом по сравнению с кабелями круглого сечения за счет меньшего значения величины активного сопротивления. Это эффект характеризуется коэффициентом добавочных потерь (Кд), который определяется из соотношения : Кд = R ~ / R =, т.е. отношению сопротивления на переменном токе к сопротивлению на постоянном токе. Эта величина всегда имеет значение больше единицы. Чем меньшее значение Кд тем экономичнее работает система для пропуска электроэнергии. В современных магистральных шинопроводах [12] значение Кд близко к идеальному и составляет значение равное 1,1. По добавочным потерям можно подсчитать дополнительные затраты на расходуемую активную электроэнергию.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 31 Декабря 2020, 14:44:21 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #3 : 31 Декабря 2020, 14:39:45 »

Основные сферы применения шинопровода
Современный Шинопровод обладает характеристиками во много превосходящими характеристики кабельных линий. Благодаря этому, шинопровод получил широкое применение в промышленности и всё больше применяется в объектах гражданского и социального строительства.   

ГРАЖДАНСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
 - Жилые комплексы или высотные здания
 - Торговые центры, гипермаркеты
 - Спортивные объекты
 - Аэропорты

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ИНФРАСТРУКТУРА
 - Заводы различных назначений (цеха)
 - Трансформаторные подстанции и распределительные пункты
 - Объекты генерации
 - Складские терминалы. 


Преимущества шинопровода:
 - Скорость монтажа выше по сравнению с кабелем.
 - Наглядность. Линия шинопровод заменяет несколько кабелей. В нужных местах установлены отводные коробки (блоки отбора мощности), видно откуда и куда подводится электроэнергия. Не возникает вопроса - А что это за кабель и куда он идёт?
 - Трасса шинопровода более компактна и занимает меньше места по сравнению с кабельной линией той же пропускной способности, имеет более эстетичный внешний вид.
 - Шинопровод может быть быстро демонтирован и повторно использован на другом объекте. С кабельной трассой не всегда такое возможно.
 - Экономия электроэнергии:
    - за счет меньшего сопротивления
    - за счет лучшего теплоотвода (металлический корпус)
 - Конструкция шинопровода является пожаробезопасной
 - За счет металлического корпуса экранируют электромагнитное поле и имеют лучшие показатели по электромагнитной совместимости
 - Экологически более безопасны
 - Дешевле в реализации при грамотном подходе к проектированию
 - Эстетически более приятно выглядит: по заказу на заводе могут покрасить корпус шинопровода в белый, черный или любой другой цвет.

  Недостатки:
 - Долгий срок поставки по сравнению с кабелем. Шинопровод  - не складская позиция, его изготавливают специально под ваш проект.
 - Систему шинопроводов должен проектировать высококлассный специалист. Есть много нюансов, а ошибка в проектировании или неоптимальное проектное решение может дорого обойтись при реализации объекта (как дополнительные денежные траты, так и дополнительные временные потери).


Шинопровод или кабель, что дешевле?
Чтобы правильно ответить на это вопрос, надо корректно сравнивать. Часто сравнение проводят некорректно, задавая вопрос: «А сколько стоит метр шинопровода?», держа в уме стоимость метра кабеля той же пропускной способности. Почему такой вопрос некорректен и есть ли всё-таки какая-то стоимость у метра шинопровода? Давайте разберёмся.

Вы можете назвать стоимость метра ГРЩ? Не можете, потому что это абсолютно глупый и некорректный вопрос. Точно также и с шинопроводом.
Надо помнить, что шинопровод - это оборудование. Прямая секция нестандартной длины будет стоить примерно столько же как и стандартная трехметровая секция. Поворотный элемент будет стоить немного дешевле трехметровой секции (а у него длина не более полуметра). А есть еще отводные и фидерные блоки, компенсаторы расширения, секции чередования фаз и др. элементы.

И всё-таки стоимость метра шинопровода определить можно. Нужно определить стоимость всей системы и разделить на суммарную длину линий. Получится некая усреднённая цена = стоимость условного метра шинопровода. Правда, она справедлива только для конкретного объекта.
Тем не менее, сравнивать эту усреднённую цену метра шинопровода с ценой метра кабеля некорректно: кабель в воздухе висеть не будет и сам себя не смонтирует.

Для корректного сравнения реализации системы электроснабжения на шинопроводе и традиционным способом (кабель на лотках) требуется сравнить:
 - Стоимость шинопровода + стоимость монтажа шинопровода + стоимость щитового оборудования.
 - Стоимость кабеля + стоимость кабельных конструкций + стоимость монтажа кабельных конструкций + стоимость монтажа кабеля + стоимость щитового оборудования.

Вот в таком виде сравнение будет корректным. Параллельно посчитайте время монтажа. У шинопровода она будет меньше.
Небольшое пояснение по поводу учета щитового оборудования. Дело в том, что одна линия шинопровода может заменить несколько десятков кабельных линий. Соответственно, в ГРЩ (ВРУ) нужно будет вместо десятка автоматов установить один, но мощнее. Дополнительно экономим на габаритах и ошиновке щита.
Высококлассный специалист сможет удешевить реализацию объекта, переработав проект и заменив стандартное решение лоток + кабель на шинопровод.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 05 Февраля 2021, 14:12:12 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #4 : 03 Января 2021, 18:39:59 »

Характеристики, на которые нужно обратить внимание при выборе шинопроввода

Материал токоведущих шин. Мы используем наиболее качественный алюминий и медь. Все материалы имеют сертификаты качества европейского уровня.
Материалы изоляции. Для производства шинопровода Bafen, мы применяем изоляцию последнего поколения – бесшовное, полимерное покрытие каждой шины. Такия изоляция надежно защищает от пыли и влаги, обеспечивая защиту IP-66.

Материал корпуса. Мы используем корпус из сплава алюминий + магний. Данный корпус имеет целый ряд преимуществ: в 4 раза лучше охлаждение токоведущих шин. Шинопровод до 40% легче, по сравнению со стальным корпусом. Корпус можно использовать в качестве шины РЕ-110% от фазной шины. Надежная защита от коррозии в течении всего срока службы. У шинопровода более эстетичный вид.

Способ сборки корпуса. Корпус собирается с применением самопроникающих заклепок. Только такой способ обеспечивает надежность и необслуживаемость в течении всего срока службы;
Устройство соединения элементов. Специальная конструкция позволяет объединять секции с использованием специальных соединительных элементов, которые не нуждаются в обслуживании;

Сроки производства и стоимость. Российское производство выгоднее за счет сокращения сроков взаимодействия и доставки. Сотрудничество с производителем напрямую, позволяет получить качественное, быстрое и максимально выгодное решение.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 05 Июня 2023, 14:52:03 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #5 : 04 Января 2021, 19:42:23 »

Требования по пожарной безопасности к проходам шинопроводов

ГОСТ Р 53310-2009 «Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость» определяет порядок проведения испытаний, если шинопровод проходит через строительные конструкции с нормируемым пределом огнестойкости. В этом случае в соответствии Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности «...должны быть предусмотрены кабельные проходки с пределом огнестойкости не ниже предела огнестойкости данных конструкций» (Гл.19, ст. 82, п. 7).

Шинопровод должен быть ограждён огнестойкой конструкцией, которая будет препятствовать распространению огня в месте прохода. Огнестойкая конструкция — это обычно кожух из силикатных плит или минеральной ваты. Для испытаний шинопровод встраивают в стену огневой камеры, в которой с одной стороны стены температура растёт по ГОСТ 30247.0-94 (таблица 2), а с другой с помощью термопар измеряют температуру нагрева материала заделки и корпуса шинопровода. Прохождение испытаний по этому стандарту является добровольным.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2021, 15:33:25 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #6 : 08 Января 2021, 19:57:14 »

Конструкция шинопроводов и устройство пожаробезопасных проходов между помещениями

Шинопроводы могут выполняться в виде неизолированных пластин, прикреплённых через изоляторы к поддерживающим конструкциям. При этом они должны размещаться в соответствии с правилами ПУЭ в недоступном для персонала месте (например, на высоте не менее 3,5 метров над уровнем пола), Шинопроводы могут выполняться в виде изолированных по всей длине пластин, размещённых в защитных коробах из стали, алюминия или других материалов



Вне зависимости от исполнения при создании огнезащищённого прохода через строительную конструкцию необходимы секции, заполненные негорючим изолирующим веществом, желательно расширяющимся при нагревании. Внутреннее заполнение секции может быть выполнено в ходе монтажных работ, но существенно лучшим решением будет использование секций, специально разработанных производителем для создания огнестойких проходов.

Снаружи секция отделяется от краёв отверстия в строительной конструкции негорючими огнестойкими матами или полотном. Противопожарный барьер с внутренним заполнением секций предотвращает его превращение в трубу, вызывающую образование тяги. Для создания огнезащищённых проходов должны использоваться решения, сертифицированные по ГОСТ Р 53310-2009.

Пример. Секция с противопожарным барьером для алюминиевого шинопровода представляют собой прямую секцию длиной 1500 мм. Внутренняя полость секции частично заполнена негорючим теплорасширяющимся материалом, который препятствует распространению при пожаре по шинопроводу дыма, горячих газов и пламени в соседние помещения. Огнестойкость секции — 1 или 3 часа в зависимости от типоразмера и объёма заделки прохода огнезащитным составом. Это огнестойкость прохода, а не самого шинопровода «в сборе».

При испытаниях алюминиевого шинопровода по ГОСТ 30247.0, время за которое он разрушится, будет существенно меньшим.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2021, 15:33:35 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #7 : 12 Января 2021, 19:24:30 »

Особенности шинопроводов с точки зрения огнестойкости

Особенности алюминиевых шинопроводов

Температура плавления алюминия — около 660 °С. Удельное электрическое сопротивление Ом ● мм 2/м — 0,028. Пластины алюминия для шинопроводов выполняются из достаточно чистого алюминия. Чистый алюминий — мягкий и непрочный металл. Он имеет низкие предел текучести (даже для сплавов не превышает 12 кгс/мм2) и предел ползучести: при 20○С — 5 кгс/мм 2, а при 200○С — 0,7 кгс/мм2. Это ограничивают применение алюминия по допустимым нагрузкам.

Таким образом, использование алюминиевых шинопроводов для высотных зданий или питания пожарных лифтов, может привести к тому, что силовые линии электропитания при пожаре выйдут из строя через 10 — 15 минут.

В статье Изменение физико-механических свойств алюминия под действием температуры читаем:

«...При сбалчивании алюминиевых шин между собой болтами в месте соединения при определённом давлении и температуре может наступать ослабление контакта, последнее обстоятельство может вывести из строя электрическую аппаратуру... предел(ом) нагрева, выше которого шина из алюминия начинает подвергаться пластической деформации, ...надо считать температуру 200° С, так как при ней пластическая деформация алюминия начинается при давлениях около 200 кгс/см2, т. е. при удельных давлениях, соответствующих обычно принятым для алюминиевого контакта.
...Проволока из алюминия (марки А5) 99%-ной холодной деформации полностью разупрочнилась в течение всего лишь за 0,6 сек при температуре 440° С. Потеря прочности (начало рекристаллизации) у сильно деформированной алюминиевой проволоки при очень кратковременных (0,1, 0,3, 1,0 и 10 сек) действиях тока короткого замыкания лежит в интервале температур 160–180° С. При выдержке в течение 1000 ч при температуре 80° С у алюминиевой проволоки значительно снизились прочностные свойства: предел прочности понизился с 20 до 15 кгс/мм2».
Из этого следует вывод, что использование алюминиевых шинопроводов в линиях электропитания систем пожарной безопасности — крайне рискованное мероприятие. Даже в случае использования огнезащитных кожухов и оболочек велика вероятность нагрева пластин шинопровода с последующими нарушениями электрических цепей.

Очевидно, что при использовании алюминиевых шинопроводов на критически важных участках необходимы натурные испытания в обстановке, максимально приближенной к «боевой».

источник - здесь
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2021, 15:33:48 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #8 : 13 Января 2021, 19:10:14 »

Особенности медных шинопроводов

Температура плавления меди — около 1100 ° С.

Медь обладает самой низким удельным электросопротивлением среди всех металлов неблагородной группы —0,017 Ом ● мм 2/м, т.е. в 1,65 раза меньше, чем у алюминия. Медь является одним из наиболее распространённых металлов, используемых для электропроводников. Провода и шины из меди выдерживают длительные электрические нагрузки, отличаются долговечностью и надёжностью. Высокая температура плавления позволяет без проблем работать им долгое время в нагретом состоянии.

При температуре 500° С медный проводник может работать долгое время.

Для сравнения: при испытании конструкций на огнестойкость по ГОСТ 30247.0-94 температура 925 градусов достигается через 60 минут после начала испытаний.

При создании медных шинопроводов с высокой огнестойкостью надо обратить внимание на защитные короба, в которые помещаются медные шины. Зачастую их изготавливают из алюминия или магний — алюминиевых сплавов. В этом случае короб может расплавиться раньше шин, что приведёт к замыканиям и нарушению электроснабжения.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2021, 15:33:57 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #9 : 14 Января 2021, 20:58:03 »

Особенности стальных шинопроводов
Температура плавления стали 1300 — 1500О С. Удельное электросопротивление — 0,1 Ом ● мм 2/м, т.е. в 5,9 раз выше, чем у меди и в 3,6 раз выше, чем у алюминия.

Первые шинопроводы выполнялись в виде стальных шин, размещённых в стальном коробе. Сейчас стальные шинопроводы используются редко. Толщина стальных шин обычно не превышает 6 мм. При одинаковых характеристиках изолирующих материалов для разделения шин и предохранения их от соприкосновения с коробом или креплениями стальной шинопровод (или стальной шинопровод в стальном коробе) будет самым огнестойким решением.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2021, 15:34:05 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #10 : 15 Января 2021, 21:38:18 »

1. Пока в РФ стандартов комплексных испытаний шинопроводов на пожарную безопасность и огнестойкость нет. Основное назначение шинопровода — обеспечивать потребителей электроэнергией. ГОСТы «прямого действия», определяющие правила измерения интервала времени, в течение которого шинопровод сохраняет способность выполнять эту свою основную функцию в условиях пожара, отсутствуют.

2. С некоторыми натяжками для шинопроводов можно применять стандарты, изначально разработанные для кабелей и систем кабельных лотков.
«Двойственная» природа шинопровода — электротехническое изделие, с одной стороны, строительная конструкция — с другой, приводят к тому, что температурные режимы испытаний существенно различаются. При испытаниях шинопровода как строительной конструкции измерение его электрических свойств не предусматривается.

3. Введение ГОСТ 61439-6 (61439-6 IEC:2012), если основываться на доступной информации, не изменит этой ситуации, т.к. в части огнестойкости шинопроводов он по-прежнему ссылается на стандарт ISO 834 «Elements of building construction — Part 1: General requirements», известный в РФ как ГОСТ 30247, который не предполагает проведение каких-либо измерений электрических параметров во время огневых испытаний.

4. При проектировании шинопроводов объекта целесообразно выделить ту его часть, которая будет обслуживать системы, связанные с пожарной безопасностью. Для этой части в необходимо применять огнестойкие решения.

5. Для обеспечения электричеством критически важных потребителей не подходят алюминиевые шинопроводы. Уже при температуре от 200о C потеря прочности алюминиевых шин может приводить к нарушению контакта в болтовых соединениях.

6. При устройстве огнезадерживающих проходов надо учитывать внутреннюю структуру закрытых шинопроводов, т.к. наличие пустот (или их образование вследствие выгорания материалов) внутри короба шинопровода могут превратить короб в зону тяги, существенно снижающую эффективность огнезедерживающего прохода. Лучшим решением является использование шинопроводов, для которых их производитель предусмотрел специальные секции, заполненные негорючим изолирующим материалом.

7. Время достижения предельных значений по огнестойкости огнезадерживающего прохода по ГОСТ Р 53310 2009 и время достижения предельного состояния по ГОСТ 30247.0-94 — существенно разные параметры. Так, время огнестойкости прохода по ГОСТ Р 53310-2009 может составлять несколько часов для алюминиевых шинопроводов. Сам же шинопровод разрушится в охваченном огнём помещении в течение десятков минут.

8. При устройстве проходов необходимо учитывать возможность смещения шинопровода в ходе эксплуатации и при огневом воздействии относительно других строительных конструкций вследствие температурных деформаций и (или) использования пружинных подвесов.

9. Требованиями Технического регламента Таможенного Союза № 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» сертификация шинопроводов является обязательной. Для соответствия этому регламенту шинопровод в настоящее время должен пройти испытания по ГОСТ Р 51321.1-2007 «Устройства комплектные низковольтные распределения и управления», тождественной копии IEC 60439-1.

10. На смену IEC 60439-1 в Европе введён IEC 61439, Часть 6 которого предусматривает более широкие испытания шинопроводов, чем предыдущий стандарт. Возможно разработчикам, проектировщикам и поставщикам шинопроводов уже сейчас следует ориентироваться на IEC 61439-6. При этом им следует быть готовыми к тому, что при применении шинопроводов в специальных условиях (например, высотные здания с пожарными отсеками) и для электроснабжения систем противопожарной защиты придётся провести дополнительные испытания по методикам, согласованными с заказчиком.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2021, 15:36:33 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #11 : 15 Января 2021, 21:46:04 »

из ПУЭ-7


« Последнее редактирование: 22 Сентября 2021, 15:06:46 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #12 : 16 Января 2021, 20:31:57 »

троллейный шинопровод от УралКранДеталь

Основным направлением деятельности компании является производство кранов мостовых электрических опорных, кранов мостовых электрических подвесных, кранов электрических консольных.

подробнее - здесь



Изготовитель удалил картинку, видимо не хочет бесплатной рекламы и бесплатного продвижения своей продукции у проектировщиков.
Это его выбор.
« Последнее редактирование: 05 Июня 2023, 14:56:29 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #13 : 17 Января 2021, 22:06:22 »

шинопроводы от Schneider Electric

подробнее - здесь
обзор шинопроводов Canalis и I-Line II - здесь


Canalis KBA и KBB
Шинопроводы для сетей освещения и распределения электроэнергии
KBA

KBB


Canalis KN
Распределительные шинопроводы малой мощности


Canalis KS
Распределительные шинопроводы средней мощности


Canalis KT
Магистральные и распределительные шинопроводы большой мощности

Canakis KR
Магистральные шинопроводы большой мощности в литой изоляции

I-Line II
Магистральные и распределительные шинопроводы большой мощности


каталог - здесь
« Последнее редактирование: 17 Января 2021, 22:16:19 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8037

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #14 : 30 Января 2021, 21:47:15 »

шинопроводы от Eaton

Системы Power Xpert Busbar - шинопроводы на ток от 25 до 6300 A – осветительные, малой, средней и высокой мощности, с низким импедансом – а также широкий выбор принадлежностей и ответвительных устройств.

подробнее - здесь
описание - здесь


Записан

г
Страниц: [1] 2
Печать
 
Перейти в: