Электротехнический форум ЭЛЕКТРО 51



29 Марта 2024, 09:41:32 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
Расширенный поиск  

Страниц: [1]
Печать
Автор Тема: «Нити жизни». Энергетическая блокада Ленинграда  (Прочитано 4742 раз)
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« : 17 Июля 2021, 18:45:30 »

«Нити жизни». Энергетическая блокада Ленинграда

Зимой 1941–1942 годов в Ленинграде встали троллейбусы и трамваи, в домах погас свет, перестало поступать тепло, водопровод практически не функционировал, свирепствовали сильные морозы. Дефицит топлива (в ход уже шли запасы остановившихся заводов и деревянные дома) привёл к тому, что 25 января 1942 года из всей энергосистемы Ленинграда функционировала только ГЭС-1 (ныне —ЭС-1 Центральной ТЭЦ ПАО «ТГК-1») с нагрузкой всего лишь 3000 кВт. Электричество шло только на хлебозавод, в госпиталь и Смольный. А ведь электроэнергия — это жизнь.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 17 Июля 2021, 18:55:35 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #1 : 17 Июля 2021, 18:46:17 »

Волховская ГЭС



Было ясно, что без электроэнергии город долго не проживёт. 27 декабря, после освобождения Тихвина, руководитель блокадного Ленинграда Андрей Александрович Жданов собирает экстренное совещание и по предложению уполномоченного Государственного комитета обороны (ГОКО) Алексея Николаевича Косыгина принимает решение о восстановлении Волховской ГЭС.

С момента запуска в 1926 году и до начала войны эта гидроэлектростанция оставалась крупнейшей в Европе. В 1927 году, после запуска всех гидроагрегатов, её мощность составляла 58 МВт, а к 1941 году — уже 66 МВт. Но когда немецкие войска стали подступать к ГЭС, оборудование станции эвакуировали на Урал и в Среднюю Азию. На ГЭС остались только два вспомогательных генератора по 1000 кВт, питающих железнодорожную станцию Волховстрой. В таком виде обеспечивать Ленинград энергией электростанция была не способна. Но благодаря принятию экстренных решений уже в феврале 1942 года в Волхов пришли эшелоны с оборудованием. Однако самая главная проблема заключалась в передаче энергии на расстояние более 100 км — через линию блокады. Проложить линии электропередач привычным путём по воздуху нельзя: их сразу уничтожат. Что делать?

источник - здесь
« Последнее редактирование: 17 Июля 2021, 18:55:27 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #2 : 17 Июля 2021, 18:47:19 »

Косыгин озвучивает предложение укладки кабеля по дну Ладожского озера. Воды Ладоги были единственным местом, позволяющим, пусть и с риском для жизни рабочих, хоть как-то осуществлять сообщение Ленинграда с неоккупированными территориями. Первыми нетривиальную задачу прокладки 22,5 км кабеля по дну озера получили инженер Никодим Туманов и его начальник Иван Ежов. Подобного опыта на тот момент ещё не существовало. В условиях блокадного Ленинграда задача выглядела и вовсе фантастической.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 17 Июля 2021, 18:55:15 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #3 : 17 Июля 2021, 18:48:36 »

Туманову пришлось разработать как всю схему максимально быстрой укладки нескольких линий кабеля, так и предварительный монтаж всей длины подводной части кабеля в бухте Морье и, самое главное, соединительную муфту, в которую для надёжной изоляции заливалась кабельная масса.

Но просто придумать план было недостаточно. Сразу встал вопрос: где взять кабель? На его прокладку было выделено всего лишь 56 дней, и эти сроки не предусматривали поставку самого кабеля. Единственный вариант — производить его на месте, в полуразрушенном заводе «Севкабель».

Однако повреждения не позволили запустить линию производства кабеля на 35 кВ, пришлось довольствоваться кабелем на 10 кВ. И это значительно усложнило прокладку: теперь необходимо прокладывать уже не две, а пять ниток.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 17 Июля 2021, 18:55:06 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #4 : 17 Июля 2021, 18:49:30 »

На ходу пришлось пересматривать не только технологию прокладки энерголинии, но и технологию производства кабеля.

Кабель состоит из трёх медных многопроволочных жил сечением 120 кв.мм, поверх укладывается бумажная изоляция с масло-канифольной пропиткой, далее — свинцовая оболочка для водостойкости, и самый верхний слой — броня из стальной проволоки. Один метр такого кабеля весит порядка 50 кг.

Но уже после того, как женщины на заводе произвели порядка 100 км кабеля (на весь Ленинград осталось только 4 мужчины-кабельщика), закончилась бумага для изоляции. Выход был найден: недостающую бумагу взяли на Ленинградском монетном дворе, она была с водяными знаками и предназначалась для денег. С тех пор прижилось неофициальное, но говорящее название: «кабель с денежкой».



источник - здесь
« Последнее редактирование: 17 Июля 2021, 18:54:54 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #5 : 17 Июля 2021, 18:50:33 »

Работами по прокладке кабеля руководил главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов. И это был ещё один трудовой подвиг: помимо пяти ниток подводного кабеля были проложены 200 км воздушных линий, и запущены три подстанции. Ситуация осложнялась тем, что работать днём было слишком опасно из-за налётов вражеских войск. Все работы приходилось проводить под покровом ночи.

Первую нитку подводного кабеля начали укладывать в ночь на 3 сентября. Кабель соединяли муфтами на барже, а водолазы на глубине 5–13 метров в ледяной воде якорили и соединяли кабели. Порой приходилось работать в шестибалльный шторм. Ради пущей секретности баржу охраняли два корабля — не только от фашистов, но и от соотечественников: нельзя было допустить ни малейшей утечки информации о стратегически важном объекте.





источник - здесь
« Последнее редактирование: 17 Июля 2021, 18:54:45 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 7365

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #6 : 17 Июля 2021, 18:51:32 »

9.40 утра. 23 сентября 1942 года
Это знаменательная дата: в диспетчерском журнале появилась первая запись о том, что Волховская ГЭС подключена к энергосистеме Ленинграда. Тогда подача энергии шла только по одной нити. Впереди — как запуск остальных нитей, так и трагические события первых потерь в ходе операции по возвращению электричества в блокадный Ленинград.

В обстановке максимальной напряжённости сотрудники «Ленэнерго» скрыли информацию об аварии на первой нити, произошедшей вскоре после подачи энергии в 6 км от берега. Тогда получилось экстренно организовать подачу электричества по второй нити: заводы и госпитали наконец-то получили энергию. Но ещё до завершения ремонта первой нити, на второй не выдерживает береговая муфта и происходит взрыв. Туманова берут под арест. Если бы ему не удалось доказать, что причина не в его разработках, а в низком качестве изготовления кабеля, в живых бы он тогда не остался.





В итоге рабочие «Ленэнерго» уложились в 48 дней вместо отведённых 56.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 17 Июля 2021, 18:54:29 от samsony1 » Записан

г
Страниц: [1]
Печать
 
Перейти в: