cnews:Не считаете ли вы, что в нашей стране, как и в Китае, необходима сильная рука государства, которая бы направила развитие отрасли в единое русло? Рассматривается ли изменение системы мер ИТ-поддержки?Глава Минцифры Максут Шадаев: Программа поддержки отрасли стартовала чуть раньше, в 2020 году, когда пришло новое правительство, и стала возможна благодаря личному участию Михаила Мишустина и поддержке президента. Действительно, 2022 год смешал все карты, пришлось реализовывать дополнительные меры.
Как показывают данные нашей официальной статистики, среди крупных отраслей экономики ИТ-отрасль по темпам роста является номером один. За четыре года мы продемонстрировали колоссальный рост и темпы отгрузки собственных решений, увеличение кадровой базы, инвестиции в основной капитал. Это, конечно, позитивная тенденция. Недавно пришли данные за первое полугодие 2024 года, и опять видно, что по отношению к первому полугодию прошлого года мы выросли больше, чем на 60%.
Максут Шадаев, Минцифры: Уход западных игроков сломал устоявшуюся рыночную экосистему, и начался период дикого развития
То есть мы очень быстро и круто развиваемся, и в этом смысле беспрецедентные меры поддержки, которые были предоставлены президентом и правительством, отрасль полностью оправдывает.
Безусловно, в 2022 году уход крупных западных игроков фактически сломал устоявшуюся рыночную экосистему и привел к тому, что у нас начался период такого дикого развития. Многие компании увидели большое количество свободных ниш и пошли туда со своими продуктами.
Но, наверное, сейчас рано говорить о том, что нужна «сильная рука». Действительно, мы видим, что у нас по отдельным решениям появляется много новых конкурентных разработок. Конечно, возникает определенный каннибализм, когда они конкурируют между собой, при этом пока они еще не консолидируются, и сложно выбрать один продукт, который на следующем этапе поглотит всех остальных.
Мне кажется, это нормальный процесс. Мы переживаем, что «сильная рука» может эту ситуацию усложнить. Поэтому у нас пока такой этап бурного развития, но нам кажется, что все идет так, как нужно. Да, мы дальше будем аккуратно пытаться это все немножко отрегулировать.
Например, у нас есть центры компетенций, которые объединяют крупных заказчиков по соответствующим индустриям, их больше 40. Мы считаем, что перед ними стоит задача формулировки правильного запроса на корпоративные решения, которые нужны в их отрасли. То есть это их задача — как-то «миксовать» разработчиков, давать им какое-то правильное целеполагание, делать ставку на те продукты, которые являются максимально жизнеспособными для дальнейшего развития.
Поэтому мы, честно говоря, на эту тему тоже сильно рефлексируем, видим бурление на рынке. Не скажу, что нам это все нравится, но я считаю, что на данном этапе это нормально. Всего два с половиной года прошло, как полностью поменялась экосистема. Нам кажется, пока рано «твердую руку» проявлять
CNews: Одна из причин упомянутого перепроизводства программных продуктов – активное участие в разработке госкомпаний. В ряде случаев, когда необходимо специфическое ПО, для создания которого требуются узкоотраслевые компетенции, это оправдано, но нередко госкомпании создают программное обеспечение общего назначения. Давно говорилось об ограничении госкомпаний в разработке, но эти ограничения, насколько мы видим, не очень сдерживают амбиции крупных госкомпаний в создании собственного системного ПО и софта общего назначения. Какие вы видите варианты разрешения ситуации, возможно ли объединение игроков для совместного развития софта общего назначения, как это было сделано в Китае?
Максут Шадаев: Мы и так долго сподвигали госкомпании, чтобы они в принципе начали активно заниматься цифровизацией. И, конечно, на первом этапе многие просто покупали крупные зарубежные решения, активно внедряли их у себя дальше. Несколько компаний показали, как цифровые технологии можно сделать частью конкурентной бизнес-модели для успешного развития на соответствующих рынках. И, конечно, у них есть амбиции — цифровые сервисы являются базой их конкурентных позиций, поэтому, естественно, они хотят их делать самостоятельно, потому что не готовы делиться конкурентными преимуществами с рынком.
Безусловно, мы видим здесь определенные перекосы, когда они начинают идти в разработку общесистемных решений, пытаются сделать аналоги тех решений, которые есть на рынке, успешно развиваются и предоставляются внешними разработчиками. Поэтому в этом году мы получили поручение председателя правительства разработать определенную политику для госкомпаний, которая все-таки исключит массовые случаи самостоятельной разработки тех решений, которые присутствуют на рынке.
Сейчас мы активно обсуждаем с ними эту процедуру, потому что здесь собралось профессиональное сообщество. Всегда можно сказать, чем тебя не устраивает существующее решение и почему ты должен «пилить свое». Понятно, что эта дискуссия может быть бесконечной.
Цифровые стратегии госкомпаний регулируются, в них есть свои KPI, госкомпании также включают свои разработки в реестр российского ПО. И со следующего года мы будем обязательно отслеживать коммерческую реализацию их продуктов.
В этом смысле, наверное, критерием сохранения в реестре будет наличие внешней выручки. Причем не от аффилированных компаний, входящих в крупные государственные холдинги, а когда продукт, который был создан внутри компании, успешно продается на внешнем рынке. Обсуждаем сейчас с госкомпаниями, что это будет условием для сохранения их продуктов в реестре. Сейчас многие компании подходят к выполнению показателей перехода на российский софт очень просто: делают свое решение, регистрируют его в реестре, раскатывают на собственной инфраструктуре, и отчитываются о переходе на российское ПО — оно же есть в реестре. Но если оно дальше не продается, мы считаем, что его нельзя считать полноценным и самостоятельным коммерческим отечественным решением.
По отношению к первому полугодию прошлого года мы выросли больше, чем на 60%.И если мы ставим задачу выхода на качественно новый уровень, тут поможет только внедрение больших платформенных решений — когда мы можем предоставить из облака под ключ готовый защищенный сервис, который можно взять и использовать с минимальными доработками, донастроить с учетом специфики процессов.
Для нас платформы — это не самостоятельная цель, а способ решить проблему движения вперед при ограниченных ресурсах. Единственный способ. Поэтому платформы, которые мы планируем создавать, касаются большого количества бюджетных учреждений. Прежде всего, это система здравоохранения, образование, туризм, высшая школа, культура, транспорт — сферы со значимым количеством бюджетных учреждений, которые выполняют те или иные государственные, муниципальные функции. Мы должны дать им стандартный набор сервисов, чтобы они могли эффективно выстроить свою работу.
КИИ — это то, что влияет на критические процессы в экономике, на функционирование важнейших бизнес-процессов предприятий, производств, это то, без чего мы жить не можем. Конечно, это ответственность.
Поэтому, с одной стороны, для российского рынка ИТ это гарантированный большой заказ, а для нас — хорошая возможность крупных заказчиков поддавливать и двигать в сторону российских решений, чтобы они не консервировали зарубежные системы, которые внедрили. А, с другой стороны, то, что делают российские разработчики, должно работать, быть по умолчанию безопасным, защищенным, все требования должны выполняться.
источник -
здесь