Реалии строительной отрасли: цифровая вертикаль, стандарты ЕСИМ и ИИ. Интервью Константина Михайлика в АН "Строительный Бизнес"Минстрой России упорно и последовательно сдвигает строительную отрасль в сторону цифровизации. Уже заработали отдельные модули и целые системы, уже стоит и не качается цифровая вертикаль, уже искусственный интеллект отбирает и предлагает оптимальные решения в области градостроительства. Именно так ответил в интервью замминистра строительства и ЖКХ РФ, главный «по цифре» Константин Михайлик:
- Константин Александрович, цифровую вертикаль строительной отрасли, по сути, можно считать построенной. С вашей точки зрения, она выстроена так, как ее планировали, и есть ли в ней слабые звенья, над которыми нужно еще поработать?
- Цифровая вертикаль построена в целом так, как мы ее и планировали – она содержит в себе все те элементы, которые мы и хотели туда определить: ГИСОГД федеральная и региональные, ИСУП, модули госзаказчиков, Госэкспертизы, Госстройнадзора, появился новый модуль, который мы не планировали – Национальная система пространственных данных (НСПД), появились более глубокие слои, которых мы раньше также не предполагали. Так что в этой цифровой вертикали вроде бы все есть, она не идеальна, для ее дальнейшего полноценного развития нужно доработать уровень всех элементов, чтобы они все были равнозначны. Сейчас модуль контрольно-надзорной деятельности проходит трансформацию в своей базовой части, и они сильно шагнут вперед, НСПД сейчас проходит проверку регионами и тоже будет меняться.
Также дорабатываются отдельные модули на уровне регионов. У нас отдельные регионы, имея ресурсы и возможности, начинают сильно бежать вперед, классический пример – это Москва. Она настолько сильно всех опередила, что уже полноценно внедряет в программы градостроительного планирования механизм искусственного интеллекта. То есть это полноценная работа по оценке градостроительного потенциала – а это еще на уровне Федерации до конца не проработано.
Но то, что мы сейчас имеем – это полноценная цифровая вертикаль, когда информация, двигаясь по вертикали и по горизонтали при участии внешних систем, обогащается, позволяет сделать выводы и запустить новые циклы размышлений или решений.
- Но при этом цифровая вертикаль далеко не равно цифровизации строительной отрасли в целом…
- Цифровая вертикаль – это просто совокупность отдельных продуктов, которые мы решили сделать централизованно и под эгидой государства. А цифровая трансформация отрасли – это совокупность активностей большого количества субъектов, в том числе и в первую очередь негосударственных.
- Как вы оцениваете в целом развитие цифровизации в отрасли уже в масштабах всей страны? Вы ездите по регионам и видите, что они все разные с точки зрения цифровой зрелости. Цифра «полетела»?
- Если честно, то ситуация в разы более оптимистична, чем тогда, когда я входил в эту отрасль. Люди поверили в «цифру», она убедила людей в том, что эффект от внедрения есть. И если мы не будем использовать инструменты, которые нам позволяют быстрее обсчитывать типовые процессы, принимать решения и подменять человека на типовых работах, то мы упремся в крышку, которая не позволит нам экстенсивно наращивать производство – оно все равно должно меняться на интенсивное.
Очевидно, что компании в отрасли начали постепенно приходить к пониманию такой работы. Есть супермегакрутые пионеры, которые идут вперед огромными шагами, а кто-то пока только присматривается. На самом деле, классическая цифровая трансформация хорошо идет тогда, когда собственник компании либо топ-менеджер садится и разбирает каждый бизнес-процесс со своими подчиненными и понимает, где провалы, а дальше думает, как через цифру это исправить. Если это просто недоработка исполнителя – убирается исполнитель, а если не хватает ресурсов, то ищутся решения, как через цифровую составляющую можно повысить эффективность процессов. И вот такими маленькими шажками руководитель перестраивает всю экономику своего бизнеса. В идеальном варианте мы к этому стремимся. Есть довольно большое количество компаний, которые уже таким образом разобрали свои процессы и за счет этого сильно пошли вперед.
Что мне не нравится, и я этого не скрываю в диалоге с компаниями – то, что каждая компания внутри себя делает отличные продукты, но вовне это не выдает. Мы в свое время, когда я только входил в эту тему, смотрели, как компании под себя «допиливали» продукты «Аутодеска». Например, у компании «ПИК» были потрясающие решения по проектированию, но они отказались этим делиться. Понятно, что если бы условный «ПИК» отдал нам свои наработки при начале работы над цифровой вертикалью, это существенно облегчило бы нашу задачу. Но также понятно, что каждая компания здесь решает за себя, и в уставе любой компании написано, что она создана для извлечения прибыли, а уникальные продукты – это аргумент и итог сильной конкурентной борьбы. Так что с моей стороны даже некорректно говорить, что они делали что-то неправильно – нет, они все делали правильно в логике рыночной экономики. Просто с точки зрения государственных органов передача определенных кодов и совместная работа специалистов нам бы сильно помогла.
Но в целом можно сказать, что цифровая трансформация отрасли движется очень хорошо. При этом очень часто на уровне регионов компании выступают донорами технологий, и это тоже здорово. Что я имею в виду? Компания при активном общении с губернаторами согласна отдавать региональной власти свои цифровые технологии для работы, зачастую без своего логотипа, но с техподдержкой. И таких примеров уже больше десятка, когда регион получил решение для стройки или ЖКХ, сделанные компаниями, бесплатно или за минимальную плату, и потом этим воспользовался. Компании понимают, что это система сообщающихся сосудов. Условно, если ты будешь идти вперед, а твои контрагенты будут отставать, то ты все равно будешь гонять «Газели» с бумажной документацией в контрольный орган.
подробнее -
здесь