Реалии строительной отрасли: цифровая вертикаль, стандарты ЕСИМ и ИИ. Интервью Константина Михайлика в АН "Строительный Бизнес"
- Как вы оцениваете в целом развитие цифровизации в отрасли уже в масштабах всей страны? Вы ездите по регионам и видите, что они все разные с точки зрения цифровой зрелости. Цифра «полетела»?
- Если честно, то ситуация в разы более оптимистична, чем тогда, когда я входил в эту отрасль. Люди поверили в «цифру», она убедила людей в том, что эффект от внедрения есть. И если мы не будем использовать инструменты, которые нам позволяют быстрее обсчитывать типовые процессы, принимать решения и подменять человека на типовых работах, то мы упремся в крышку, которая не позволит нам экстенсивно наращивать производство – оно все равно должно меняться на интенсивное.
Очевидно, что компании в отрасли начали постепенно приходить к пониманию такой работы. Есть супермегакрутые пионеры, которые идут вперед огромными шагами, а кто-то пока только присматривается. На самом деле, классическая цифровая трансформация хорошо идет тогда, когда собственник компании либо топ-менеджер садится и разбирает каждый бизнес-процесс со своими подчиненными и понимает, где провалы, а дальше думает, как через цифру это исправить. Если это просто недоработка исполнителя – убирается исполнитель, а если не хватает ресурсов, то ищутся решения, как через цифровую составляющую можно повысить эффективность процессов. И вот такими маленькими шажками руководитель перестраивает всю экономику своего бизнеса. В идеальном варианте мы к этому стремимся. Есть довольно большое количество компаний, которые уже таким образом разобрали свои процессы и за счет этого сильно пошли вперед.
Что мне не нравится, и я этого не скрываю в диалоге с компаниями – то, что каждая компания внутри себя делает отличные продукты, но вовне это не выдает. Мы в свое время, когда я только входил в эту тему, смотрели, как компании под себя «допиливали» продукты «Аутодеска». Например, у компании «ПИК» были потрясающие решения по проектированию, но они отказались этим делиться. Понятно, что если бы условный «ПИК» отдал нам свои наработки при начале работы над цифровой вертикалью, это существенно облегчило бы нашу задачу. Но также понятно, что каждая компания здесь решает за себя, и в уставе любой компании написано, что она создана для извлечения прибыли, а уникальные продукты – это аргумент и итог сильной конкурентной борьбы. Так что с моей стороны даже некорректно говорить, что они делали что-то неправильно – нет, они все делали правильно в логике рыночной экономики. Просто с точки зрения государственных органов передача определенных кодов и совместная работа специалистов нам бы сильно помогла.
Но в целом можно сказать, что цифровая трансформация отрасли движется очень хорошо. При этом очень часто на уровне регионов компании выступают донорами технологий, и это тоже здорово. Что я имею в виду? Компания при активном общении с губернаторами согласна отдавать региональной власти свои цифровые технологии для работы, зачастую без своего логотипа, но с техподдержкой. И таких примеров уже больше десятка, когда регион получил решение для стройки или ЖКХ, сделанные компаниями, бесплатно или за минимальную плату, и потом этим воспользовался. Компании понимают, что это система сообщающихся сосудов. Условно, если ты будешь идти вперед, а твои контрагенты будут отставать, то ты все равно будешь гонять «Газели» с бумажной документацией в контрольный орган.
- Однако после выхода постановлений и поправок в закон об обязательности работы с информационной моделью часть компаний чисто формально относятся к цифре и информационной модели со словами: надо – так и быть, упомянем в контракте, и отстаньте от нас. Сколько таких, по вашему мнению?
- Эта цифра известна – 33%. Это не шутка – таких компаний реально треть. При этом число участников цифровой трансформации увеличивается, а эта цифра почти не меняется. Треть участников работают по принципу формы, а не содержания, чтобы от них просто отстали.
- Что делать?
- Работать. Путь осилит идущий. Бывают уникальные прорывные люди и идеи, но любая квалифицированная, устоявшаяся отрасль будет сопротивляться переменам. Любая сильная устоявшаяся отрасль состоит из профессионалов, которые очень хорошо знают, как обыграть любую систему. И до момента, пока они сами не захотят поверить в необходимость и нужность «цифры», они на нее не перейдут. Значит, будем работать, будем долго и нудно учить друг друга светлому, чистому и доброму. Государство будет создавать для этого условия, регионы будут настаивать на том, чтобы компании работали максимально эффективно, компании будут понимать, что максимально эффективная работа заключается в использовании цифровых продуктов, новых материалов, обучении персонала – и будут меняться. Пока я не вижу в этих 33% ничего плохого, нам наших 70% хватает для того, чтобы очень мощно и сильно идти вперед.
- Вы уже упомянули использование искусственного интеллекта (ИИ) при градостроительном планировании, а в Минстрое России создана комиссия во главе с вами по развитию ИИ в строительной отрасли. Но у меня такое ощущение, что сейчас ИИ называют все, что угодно – столбы освещения «с ИИ», если они включаются вовремя. Что в вашем понимании искусственный интеллект для строительной отрасли?
- ИИ в строительстве, как и везде – это использование искусственных алгоритмов для замены человеческого участия и получения результатов в области аналитики либо реальной работы. Для стройки сейчас очень важный этап – определение того, какие инструменты и какие продукты, сделанные на основе программных алгоритмов, могут быть успешно использованы в отрасли. Сейчас есть несколько направлений, на которых имеет смысл использовать алгоритмы программного обучения, чтобы ускорять процессы – например, любые элементы градостроительного планирования, требующие оценки потенциала какой-либо территории для застройки, автоматически попадают в список задач, которые можно делать программными алгоритмами и с помощью ИИ. Он намного быстрее переберет варианты, предложит 2-3 оптимальных для принятия решения, нежели это сделает человек. То же самое типовое проектирование, когда вам не нужно каждый раз создавать уникальный объект, или та часть проектирования уникального объекта, которая требует большого количества расчетов и взаимоувязки различных сегментов – например, прокладка инженерных сетей – все это может брать на себя искусственный интеллект.
Еще один аспект применения искусственного интеллекта – использование его в том случае, когда идет взаимодействие продавца и клиента, например, при продаже квартиры, проектировании интерьера, оформлении документов для приобретения недвижимости. Вот здесь тоже очень удобен ИИ, и есть застройщики, которые это уже сделали. Кроме того, ИИ хорош на этапе типовых работ, будь то проектирование, контроль строительства, контроль охраны труда и техники безопасности на стройке – то есть все то, что типизируемо, что легко перекладывается на язык «единички и нуля». Ну, а дальше уже выстраиваются системы контроля работы с этим объектом, пишется программный продукт, который может быть типовым и доделываться под конкретного заказчика.
А проблемы с искусственным интеллектом только в одном – на малых масштабах и единичных случаях он не работает. И алгоритмы, и массивы данных должны быть релевантны, а для этого нужно взять очень большую выборку информации. Сегодня с этим есть проблема, поэтому сейчас я могу привести не так много примеров работающих решений в области ИИ.
- ТИМ, BIM, РИМ находятся в самом начале своего развития. А мы сейчас сюда запускаем еще и искусственный интеллект. Не слишком ли много на одну голову? Или все это звенья одной цепи, которые должны работать вместе? И кто тот человек, который сможет работать со всем этим?
- Давайте разделим этот вопрос на несколько частей. Пункт первый: искусственный интеллект – это инструмент, помогающий человеку двигаться вперед. Это не инструмент сам по себе, это что-то, что прилагается к конкретному продукту или действию. То есть в моей логике и ценообразование в части РИМа, и проектирование в части ТИМов охотно может использовать инструментарий машинных алгоритмов для ускорения своей работы. То есть это не вещь в себе, это элемент, легко встраиваемый в любую форму упомянутой вами работы.
Второе: я сразу четко говорю, что задача по развитию искусственного интеллекта состоит как раз в том, чтобы понять, куда его внедрять, чтобы потом не упустить время. Я лично считаю, что мы очень часто упускаем время на старте технологий, просто ожидая, пока остальные процессы достигнут определенного уровня зрелости, и тогда мы сможем внедрить эти технологии. Но ничто не отменяет того, что существующие сегодня процессы уже описаны, и на базе этих описаний можно смотреть, вписывается сюда ИИ или нет. И скорее всего, в процессе этого анализа и просчета мы поймем, что мы либо впишем ИИ в этот процесс, либо поменяем процесс, чтобы ИИ в него вписался. Это крайне важный момент, который нужно понимать: нельзя проводить технологическое развитие последовательно, иначе это приведет к тому, что мы будем все время отставать. Эти процессы нужно проводить параллельно. Да, мы потратим на это больше ресурсов, но конечный результат от того, что мы вовремя включились в технологическую гонку, точно окупит эту затрату. Или мы потом снова будем использовать чужие технологии и доводить их до ума.
Третье: кто должен пользоваться ИИ и всем остальным? На 100% это должен быть сплав людей, которые, хорошо зная фундаментальные основы архитектуры или промышленного и гражданского строительства, понимают, как пишутся программные продукты и алгоритмы. И самое важное, я вижу, что сегодняшней молодежи это все очень интересно. Никто из-под палки не гонит студентов попробовать ChatGPT для того, чтобы написать или создать что-то новое. Это очень хороший признак. Ребята сами видят в этом интерес, и когда им предлагают инструменты обучения, курс ИИ, чтобы разобраться в его основах, они с радостью туда идут.
- А должна ли быть отдельная нормативно-правовая база для применения ИИ или все это зашито в те документы, которые должны описывать применение цифровых технологий в строительной отрасли?
- На 100% должна быть отдельная нормативная база, аналогичная нормативной базе по строительству: в ней мы очень много времени и сил уделяем безопасности строительных процессов как на строительной площадке, так и вне ее. 50% нашей работы заключается в том, чтобы не допустить каких-то опасных ситуаций. Вот с ИИ то же самое: с одной стороны, должны быть основополагающие нормативные документы по использованию искусственного интеллекта, и ими занимаемся не мы. Но все, что касается прав собственности на создаваемые алгоритмы, степень возможности использования специализированных данных, персональных данных – это все должно быть прописано и адаптировано под стройку и девелопмент.
Также необходимо регламентировать присутствие ИИ при определении безопасности работ на стройплощадке – он, с одной стороны, будет все равно использовать персональные данные работников, чтобы фиксировать нарушения, а это уже уязвимость. А с другой стороны, это жизнь человека, и здесь типовые подходы промышленных площадок для стройки могут подойти не полностью, нужно будет уточнять некоторые моменты. И поэтому законодательство под использование ИИ должно писаться индивидуализировано под каждую отрасль.
Другое дело, что сначала надо написать общие принципы работы ИИ – то, что мы сейчас пытаемся делать, создавая хартию работы с ИИ. То есть необходимо под каждое направление, где он появляется, определить, как мы будем его регулировать, и каким образом он будет саморегулироваться.
источник -
здесь