Электротехнический форум ЭЛЕКТРО 51



24 Ноября 2024, 19:35:19 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
Расширенный поиск  

Страниц: [1] 2
Печать
Автор Тема: Для чего создали НОПРИЗ  (Прочитано 602 раз)
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« : 19 Октября 2024, 15:32:00 »

НОПРИЗ — это Национальная объединение проектировочно-изыскательских СРО. В него вступают саморегулируемые организации из этих отраслей. Объединение организует и ведет общий реестр всех СРО.

Каждая фирма, предполагающая браться за крупные контракты, например, в сферах инженерной геодезии, проектирования многоэтажек, должна стать членом СРО. Чтобы вступить в нее, компания обязана иметь среди работников инженеров из списка НОПРИЗ.
 
Таким образом, объединение учитывает как СРО, так и специалистов этой области деятельности. Вступление в реестр проектировщиков и изыскателей связано с некоторыми юридическими тонкостями

Национальный реестр проектировщиков: что это?

Специалисты с необходимой выслугой по инженерной специальности и профильным образованием, могут вступить в реестр НОПРИЗ проектировщиков и изыскателей. Это перечень высококлассных работников, который ведет Национальное объединение.

Размещение данных о специалисте в перечне — это подтвержденное свидетельство его высокой квалификации и возможность трудоустройства на хорошей должности. Компании, имеющей в штате нужное количество инженеров из реестра НОПРИЗ, легче стать членом СРО. Она получает право выполнения крупных заказов, может выбирать дорогостоящие проекты, заявляться на тендерах.

Кроме того, именно квалифицированные инженеры из этого перечня могут подписывать акты освидетельствования скрытых работ, конструкций, участков сетей техобеспечения, акты о приемке (КС-2) и стоимости работ (КС-3). Это обязательство прописано в части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ.

Цели и функции Объединения

Выделяют четыре основные цели:

1. контроль СРО, которые занимаются изыскательной деятельностью, планировкой зданий, расчетом конструктивов;
2. защита интересов саморегулируемых организаций, которые входят в ассоциацию;
3. улучшение взаимодействия СРО с органами власти и потребителями услуг;
4. защита интересов организаций, входящих в объединение, при решении вопросов, касающихся трудовых и экономических отношений с профсоюзами, органами власти и другими организациями.

Функции:

1. Представительская (при взаимодействии с властями).
2. Претензионная — опротестование действий властей, нарушающих права союза или его членов.
3. Законотворческая — работа в группах, готовящих или обсуждающих законы и поправки к ним.
4. Регуляторная — внесение предложений по изменению политики в строительной сфере.
5. Проектообразующая — помощь в реализации социально-экономических программ.
6. Уведомительная — направление запросов в СРО для немедленного исполнения.
7. Развивающая — внедрение инноваций в профессиональную область, увеличение эффективности и качества работ в изыскательских организациях и в области архитектурного проектирования.
8. Информационная и образовательная — проведение учебных мероприятий, выпуск печатной продукции для информирования профсообщества о новых трендах.

Руководство и структура

Объединение имеет разветвленную структуру. Организацию возглавляет президент (в настоящее время это Шамузафаров Анвар Шамухамедович, избранный на Всероссийском съезде).

Ему подчиняются:

- вице-президенты;
- аппарат в лице руководителя и его заместителей;
совет;
- шесть комитетов;
- координаторы, которые следят за деятельностью членов и специалистов Ассоциации в регионах.

В каких случаях нужно вносить работников в НРС НОПРИЗ

Если компания планирует вступать в объединение — стать членом саморегулируемой организации для проектировочной и изыскательской деятельности — ей надо позаботиться, чтобы среди работников было два или более инженеров из реестра.

Вступление в СРО — это право выполнения проектных и изыскательских работ в сфере капитального строительства, ремонта и реконструкции. Чтобы компания получила возможность подавать заявки на участие в государственных и коммерческих тендерах, ей нужно внести в НРС НОПРИЗ не менее двух руководящих работников.

Когда внесение специалистов в реестр не обязательно

Вносить инженера в перечень не требуется, если компания не собирается:
- вступать в СРО;
- подписывать акты освидетельствования скрытых работ, утверждать проекты или проводить изыскания для капстроя;
- участвовать в аукционах.

Основные требования НОПРИЗ к специалистам по проектированию и изысканиям для включения в нацреестр

Специалисты должны соответствовать условиям:

- высшее образование по специальности (в соответствии с Приказом Минстроя №672/пр), которая входит в специальный перечень;
- учтенный стаж по архитектурному или изыскательскому профилю не менее 10 лет или от 5 лет с предоставлением сертификата о прохождении оценки квалификации (НОК);
- трехлетний стаж на высококвалифицированной инженерной должности;
действующий сертификат НОК;
- отсутствие судимости.

источник - здесь

__________
Стоит отметить, что из всех целей объединения цель защиты СРО так и не заработала.
А из функций - 2, 4, 5, 7 - так и не были реализованы.
Кроме того, представительская функция - не востребована, поэтому на мероприятия строительной или проектной тематики высших эшелонов власти, с участием президента и правительства, их просто не приглашают - это подтверждает реальный статус объединения в стране.
Если глянуть новости - там в основном описаны путешествия президента объединения, видимо других новостей о работе просто не существует, была бы работа - были бы новости.
« Последнее редактирование: 27 Октября 2024, 11:37:24 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #1 : 19 Октября 2024, 16:36:44 »

уже сейчас на профессиональных конференциях и съездах НОСТРОЙ и НОПРИЗ обсуждается сокращение срока действия НОК с 5 до 2 лет. Конечно, официальное решение не принято, но сам факт обсуждения такой инициативы нужно иметь в виду — сейчас есть хороший шанс на пять лет забыть о подтверждении квалификации, сэкономить свои деньги и время.

источник - здесь

_______
Это видимо для того, чтобы чаще экзаменовать и чаще получать прибыль от этого, просто бизнес такой.
Сами придумали под себя, сами и реализовывают, а цены на проектно-изыскательские работы и доход проектных организаций, т.е. защита их экономическая и юридическая уже стало быть не функция объединения.
« Последнее редактирование: 25 Октября 2024, 12:43:50 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #2 : 19 Октября 2024, 16:40:45 »

Обновленные требования к специалистам для вступления в НОПРИЗ были определены Приказом Минстроя России от 15 апреля 2022 г. N 286/пр, и в настоящий момент эти требования и порядок действий для внесения специалистов в реестр не изменялись.

1) Наличие диплома о высшем образовании по специальности или направлению подготовки в области строительства.
2) Наличие стажа работы на инженерных должностях не менее чем три года в организациях, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации, в организациях, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
3) Наличие общего трудового стажа по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем пять лет.
4) Наличие свидетельства о прохождении независимой оценки квалификации (НОК) физического лица.
5) Наличие разрешения на работу или патента для иностранных граждан.
6) Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации.
Как попасть в НОПРИЗ в 2024 году:
обратите внимание на эти моменты

• Если ваша специальность отмечена в Приказе Минстроя РФ от 06.11.2020 № 672/пр Приказе Минстроя РФ от 06.11.2020 № 672/пр, убедитесь, что количество часов по нужным направлениям соответствует требованиям из Приказа. До 90% специалистов с такими специальностями не проходят проверку НОПРИЗ из-за этого обстоятельства.

08.08.2024 был опубликован Приказ Минстроя РФ от 04.07.2024 г. №447/пр, в котором перечень специальностей Приказа 672 был расширен. Новый приказ вступает в сил 1 марта 2025 года, ознакомиться с ним можно по ссылке.

Источник: здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #3 : 19 Октября 2024, 16:44:58 »

суть проблемы заключается в том, что сотрудники НОПРИЗ и НОСТРОЙ, по указанию чиновников Минстроя России, неверно толкуют закон и игнорируют факты повышения квалификации (ПК) специалистами в период после их включения в НРС и до 1 сентября 2022 года.

Обратите внимание, что в указанной норме и вообще в Приказе и иных нормативных правовых актах не содержится требования своевременного направления документов о повышении квалификации в НОПРИЗ или НОСТРОЙ, а также не описаны правовые последствия такого ненаправления. Есть лишь требование о прохождении НОК до истечения 5-ти лет со дня повышения им квалификации по направлению подготовки в области строительства.

Таким образом, даже если специалист не направлял до 1 сентября 2022 года в НОПРИЗ или НОСТРОЙ сведения о свежем прохождении повышения квалификации, но, де-факто, его прошёл, о чём имеются соответствующие документы, НОПРИЗ и НОСТРОЙ не имеют право не учитывать этот факт, имеющий существенное юридическое значение для принятия решения о сроках прохождения НОК и исключения лица из НРС.
Более того, если в последующем, после исключения лица из Национального реестра специалистов обнаружится обстоятельство того, что лицо всё-таки проходило ПК, например, в 2021-ом или 2022-ом, то такое лицо подлежит восстановлению в НРС.

источник - здесь

« Последнее редактирование: 20 Октября 2024, 13:02:42 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #4 : 19 Октября 2024, 16:53:51 »

Традиционно руководство НОПРИЗ, в отличие от своих товарищей из НОСТРОЙ, не балует общественность регулярной статистикой. Тем интереснее ознакомиться с показателями о работе проектно-изыскательских саморегуляторов за 2023-й. На конец года в Нацобъединение входило 218 СРО, из которых 171 – проектная и 47 – изыскательских.

Членами указанных саморегулируемых организаций являются 72.388 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 53.961 – проектная и 18.427 изыскательских организаций. За год было принято 10.495 новых членов, из которых 7.678 членов вступили в проектные СРО, 2.817 членов – в изыскательские.

По состоянию на конец года в Национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования содержатся сведения о 147.316 специалистах.

В 2023 году от физических лиц было принято 4.852 заявления о включении сведений в НРС, из которых: 3.391 (70% от общего количества) были включены в реестр, остальные 1.461 (30%) были признаны не соответствующим требованиям.
Что касается дел финансовых, то расходная часть сметы НОПРИЗ на 2024 год предусмотрена в размере 578,2 миллиона рублей. Она состоит из трёх разделов, из которых традиционно самым крупным стала административно-хозяйственная часть – 399,95 миллиона (в 2023 году было 345,53 миллиона).

На втором месте идёт часть с пространным названием «Обеспечение выполнения приоритетных направлений деятельности, целевых программ и мероприятий» – 135,15 миллиона рублей (было 101,77 миллиона). Сюда входят расходы на координаторскую деятельность, организацию Съездов, заседаний Совета, обслуживание реестров, информационную открытость, работу сайта и периодические издания НОПРИЗ. Сюда же относится резерв Совета в размере 26 миллионов рублей и резерв президента Нацобъединения на 13,4 миллиона рублей.

Последний раздел – «Расходы на приоритетные направления деятельности и целевые мероприятия (по решению Совета НОПРИЗ)» в размере 43,1 миллиона рублей, из которых 20,335 миллиона – по обязательствам прошлых лет. Год назад на эти цели тратили 28,59 миллиона, так что здесь Национальное объединение умерило аппетиты.

Впрочем, прошлогодняя Смета в любом случае выглядит гораздо солиднее нынешней, поскольку в ней есть ещё и часть Б, где прописано приобретение основных фондов. А именно, двух помещений площадью 861,1 и 868,1 квадратных метров (стоимость 410 миллионов рублей). И покупка трёх серверов для ведения реестра общей стоимостью 2,9 миллиона рублей. В этом году НОПРИЗ такие крупные затраты не планирует.

Кое-какие изменения будут внесены в уставные документы НОПРИЗ. Например, в разделе 2.1 «Основные цели Национального объединения» оценка показателей деятельности лиц, выполняющих инженерные изыскания, и лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, которая сейчас считается добровольной, своей добровольности лишится. И станет уже обязательным направлением работы. Появятся дополнительные направления:

«2.2.31. Совершенствование системы добровольной сертификации строительных материалов и изделий...».

«2.2.32. Стандартизация в области градостроительной деятельности...».

«2.2.33. Участие в реализации мер по расширению применения технологий информационного моделирования в архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях...».

А также предлагается выкинуть из Устава пункт, который запрещает избирать членами Совета лиц, являющихся членами органов управления НОПРИЗ.

источник - здесь

_________
хочется отметить, что подобное нацобьединение вместо помощи проектировщикам и изыскателям, оказалось по сути надзорным ведомством с карательными функциями, а помощь проектировщикам и особенно защита ой как нужна, в т.ч. от нерадивых и малограмотных заказчиков, подрядчиков, девелоперов и даже от  экспертизы и законотворцев - все они весьма слабо разбираются и в законах, и в работе и потребностях проектировщиков. Сегодня проектировщики варятся в собственном соку проблем и забот, и они делают это уже на протяжении более 30 лет. А ведь именно они формируют среду будущих поколений и среду городов и облик страны. Они заслужили лучшей доли в жизни, чтобы ими гордилась страна, а не упрекали и понукали все кому не лень, на каждом углу - для этого много ума не надо.
« Последнее редактирование: 20 Октября 2024, 13:26:26 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #5 : 22 Октября 2024, 11:45:15 »

наша команда приняла решение провести анализ Регламента НОПРИЗ о Едином реестре членов СРО и их обязательств, подготовив соответствующий материал, который и представляем.
НОПРИЗ полностью на себя принял все обязательства и ответственность за выдачу выписок из Единого реестра членов СРО. Что несомненно является положительным моментом для саморегуляторов. Однако не совсем понятно, в каких целях (они тоже не описаны) Нацобъединение будет уведомлять СРО о поступивших запросах на выдачу выписок.

Хаос, в котором пострадают все
Сама структура выписки НОПРИЗ отличается как от предложенных выписок НОСТРОЙ, так и выписок по форме, утверждённой приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 года № 86. Различие выписок из Единого реестра членов СРО повлечёт долгое непонимание заказчиков, потребителей, государственных органов о правомерности сведений в них и возможности их применения для проведения конкурентных процедур и заключения договоров.
В этом искусственно созданном Национальными объединениями правовом хаосе пострадают все: СРО, их члены и сами НацОбы. Не понятно, почему два Нацобъединения не смогли договориться о единой форме выписки и о едином Регламенте? И это при том, что Единые реестры членов СРО и их обязательств созданы на одной платформе и едином программном обеспечении. Что сделано, то сделано. Остаётся ждать массу запросов, на которые надо придумать ответы (что в них отвечать – мы пока не понимаем).

В целом система представления саморегуляторами информации в Единый реестр членов СРО практически не будет отличаться от той, что прописал у себя в Регламенте НОСТРОЙ. Также через личные кабинеты Оператор СРО за своей ЭЦП будет передавать пакет изменений в виде файла pdf, в котором будут собраны как сами сведения, так и документы, подтверждающие их обоснованность. Разница в том, что НОПРИЗ определил формат таких документов, а НОСТРОЙ нет. Но и файлы pdf является тоже разными, с распознанным текстом для его копирования и без такового. Похоже, что тут возникнут споры до внесения изменений в Регламент.
 
Наступают на одни и те же грабли…
Пунктом 5.2.1. Регламента предусмотрено:
С помощью процедуры автоматической валидации осуществляется проверка пакета изменений на предмет его соответствия структуре установленного образца, а также полноты заполнения сведений.
Как видим предполагается, что должен быть некий установленный образец пакета изменений. Но нам не удалось его найти в Регламенте. Может, кто-то знает, где этот образец должен быть и где его можно посмотреть?

Также, как и в НОСТРОЙ, сначала происходит автоматическая валидация, а потом модерация сотрудником НОПРИЗ представленного пакета изменений. Как видим, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков тоже наступило на «грабли» самовольного изменения требований подпункта «д» пункта 9 Правил формирования и ведения Единого реестра о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, в том числе включения в указанный реестр сведений, утверждённых постановлением Правительства РФ № 945 от 28 мая 2022 год.
Изменения также отразились в разделе Регламента «определения и термины», где описывается такое понятие как «Форматно-логическая проверка», вместо автоматической форматно-логической проверки.
Ну, что тут можно сказать – похоже, за такие вольности прилетит и НОПРИЗ…
 
Не хватило ни духа, ни смелости
Позволю процитировать пункт 5.2.2 Регламента:
Пакет изменений, успешно прошедший процедуру автоматической валидации, направляется оператором СРО на модерацию. Направление пакета изменений на модерацию осуществляется в день принятия решений, которые влекут за собой изменение в реестре членов СРО, до 24:00 по местному времени.

Мы долго пытались понять и посчитать, в какой же конкретно срок пакет изменений попадает после валидации на модерацию, но так и не смогли этого сделать. Может, кто-то понимает второе предложение этого пункта?
Что же такое модерация в понимании Регламента НОПРИЗ – об этом нам рассказывает пункт 5.3.2 в котором описываются случаи не внесения сведений в Единый реестр по существенным замечаниям. Приведём некоторые из них:
в) несоответствие сведений при прохождении форматно-логической проверки согласно следующим критерием:
отсутствует или неверно указан реквизит документа;
неверно указаны реквизиты юридического лица или индивидуального предпринимателя;
допущены грамматические, логические, орфографические, пунктуационные ошибки.
Вот тут стало очень интересно. Оказывается, сотрудники НОПРИЗ теперь будут следить за грамотностью сотрудников СРО. Не смешно, товарищи!
Преимуществом нопризовского Единого реестра членов СРО перед ностроевским является то, что информация о фактическом совокупном размере обязательств членов СРО может размещаться самой саморегулируемой организацией с использованием функционала МОКОДО (модуль контроля договорных обязательств). Это такой модуль, который позволяет загрузить сведений из Интернета. Но почему СРО это делает, а не НОПРИЗ? Попытка снять ответственность – не пройдёт.

Но и здесь не всё так просто, оказывается. НОПРИЗ вправе принять решение о прекращении СРО доступа к функционалу МОКОДО по следующим основаниям:
неисполнение СРО требования либо требований статьи 55.4 и (или) статьи 55.16, и (или) статьи 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
несоблюдение СРО требований, предусмотренных её документами, утвержденными в соответствии со статьей 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
необеспечение СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
непредоставление СРО сведений по запросу НОПРИЗ, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или предоставление ею недостоверных сведений;
несоблюдение СРО требований, предусмотренных настоящим Регламентом;
несоблюдение СРО требования об уплате в НОПРИЗ вступительного взноса, требования об уплате в НОПРИЗ членских взносов в размере задолженности за два квартала и более, требования об осуществлении иных отчислений на нужды НОПРИЗ в порядке и в размерах, которые установлены Всероссийским съездом.

Тут наша команда умышленно оставляет написанное без комментариев, так как знает, что коллеги и читатели сами разложат и расставят всё по своим местам.
Пункт 4.5 Регламента говорит о том, что сведения о фактическом совокупном размере подлежат корректировке по мере необходимости. Кто-то знает, когда эта необходимость наступает? А как же тогда требования Градостроительного кодекса РФ о ежегодном расчёте фактического совокупного размера обязательств. В общем, и здесь не хватило духа и смелости в НОПРИЗ принять выверенное решение, согласно ГрК РФ.
 
И вишенка на регламентном торте
И напоследок ещё одна не маловажная изюминка Регламента НОПРИЗ – это установление требований в нём к документам СРО и срокам их представления.
Подпункты 1,8, 9 пункта 4.1 Регламента предусматривают такой документ от СРО как уведомление. Подпунктом 14 этого же пункта дополнительно необходимо указать реквизиты документа. На основании которого вносятся сведения. Таким образом, в некоторых случаях придётся составлять некое уведомление, например, для изменения реквизитов членов СРО и запрашивать от членов письма о таких изменениях. Но, как мы знаем, во многих СРО уже дано исключили такую бюрократию, так зачем её снова плодить?

Что касается сроков:
4.4. Сведения, указанные в пункте 4.1 настоящего Регламента, подлежат направлению в НОПРИЗ в день принятия решения, если иной срок не установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Видимо, лень было сопоставить со статьёй 7 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Теперь каждая СРО сама будет разбираться в сроках представления информации в реестр членов СРО и Единый реестр.
 
***
По итогам анализа двух Регламентов можно смело сказать, что лучшего из них нет. Оба Регламента подлежат серьёзной переработке.
А пока они будут перерабатываться, непонятно, как СРО по ним работать и вносить изменения в свои внутренние документы…

источник - здесь
« Последнее редактирование: 22 Октября 2024, 11:49:55 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #6 : 23 Октября 2024, 12:10:38 »

Несмотря на достаточное количество профессионалов, ключевые для реализации строительных проектов этапы проходят безо всякого их участия. Дальнейшее движение вглубь отраслевых процессов, которые вызвали критические для реализации и эксплуатации ОКС последствия, показало, что практически за каждым грубым нарушением требований безопасности и качества на том или ином этапе реализации проекта кроется отсутствие квалифицированного и опытного специалиста, который мог бы на это нарушение указать. И все эти крайне негативные явления и перекосы в управлении и контроле строительства связаны с имеющимися пробелами, противоречиями в законодательных и иных нормах и требованиях.

Например выяснилось, что конкурсы выигрывают вовсе не проектные компании, а юридические лица, специализирующиеся на выигрывании конкурсов. В результате непосредственная разработка  проектной документации уходит на субподлряд, а к субподрядчикам никаких квалификационных требований, включая обязательное членство в СРО, не предусмотрено. То же самое происходит практически на всех этапах реализации проекта – рабочую проектную документацию строители разрабатывают без участия авторов проекта, за копейки нанимая сговорчивых, а то неквалифицированных субподрядчиков, которые за сделанное никакой ответственности не несут. Текущий контроль соответствия процесса строительства предусмотренным проектом параметром, также проходит без квалифицированных проектировщиков. Да даже задание на проектирование – ключевой для разработки проекта документ — заказчик пишет без знания элементарных для проектировщиков требований безопасности и качества. При этом никакой ответственности для заказчиков – например, директоров разнообразных бюджетных учреждений – не предусмотрено, поэтому даже в качестве консультантов привлекать профессионалов мотивации у заказчика нет.

Задачи первого этапа задуманной НОПРИЗ масштабной корректировки законодательства (порядка десяти законов, включая Гражданский, Градостроительный кодекс) содержат предложения по повышению компетентности и ответственности заказчика, восстановлению в законодательстве предпроектной стадии разработки документации, полноценного включения в процесс саморегулирования представителей субподрядных организаций, которые в настоящее время выполняют подавляющее большинство работ по изысканиям и проектированию.

В том числе:

1. Внести изменения в статьи 47, 48 Градостроительного кодекса РФ, и закрепить обязательное членство в СРО для лиц, которые осуществляют работы по договору субподряда.
2. Внести изменения в статьи Градостроительного кодекса и указ Минстроя России от 15 апреля предоставить возможность Совету НОПРИЗ рассматривать информацию по неисполнению специалистами, сведения о которых включены в НРС, не должностных обязанностей, как сейчас написано в приказе, а обязанностей, определенных статьей 55.5-1 Градостроительного кодекса.
3. Расширить компетенции Комиссии и Совета НОПРИЗ в отношении дисциплинарных мер воздействия (кроме включения и исключения из НРС) на специалистов, допустивших в своей работе нарушения.
4. Нормативно закрепить требование о том, что задание на проектирование выполняется и подписывается только лицами, включенными в НРС.
5. Закрепить требование о выполнении геодезических работ компаниями, которые являются членами СРО изыскателей.

Очевидно, что такое полномасштабное вовлечение юридических и физических лиц – участников реализации проектов в части изысканий и проектирования – в прозрачную, квалифицированную и предполагающею ответственность профессиональную деятельность кроме очевидного повышения безопасности и качества приведет к существенному росту количества участников саморегулирования – членов изыскательских и проектных СРО.

источник - здесь

__________
Разумнее было бы передать это главгосэкспертизе, где имеют полную картину успехов проектных организаций, добавив ей и полномочий негосударственной экспертизы.
« Последнее редактирование: 30 Октября 2024, 17:55:53 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #7 : 24 Октября 2024, 13:48:43 »

С 1 сентября 2022 г. вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс, согласно которым главным инженерам проекта, являющимся членами Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), необходимо подтверждать уровень квалификации через прохождение независимой оценки.

Процедура прохождения независимой оценки состоит из двух частей: теоретической и практической. При этом теоретическая часть представляет собой тестирование. Практическая часть — подготовка и защита портфолио. Специалисту необходимо рассказать о себе, своем опыте, образовании и стаже, месте работы и основных объектах, которые прошли экспертизу.

На первый взгляд ничего криминального. И цель нововведения заявлена правильная — упорядочить систему подтверждения компетенций ГИПов.
Но если копнуть поглубже, то вот что мы увидим…
Все ГИПы итак были обязаны раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации, получать подтверждающие удостоверения — это абсолютная норма и это не новшество. Так всегда и было. Эти документы передавались в соответствующие СРО, в которых состоит организация. А СРО, в свою очередь, взаимодействовали с НОПРИЗ. Вся эта система работала достаточно понятно и прозрачно. И для ГИПов, и для работодателей это была адекватная и по сути, и по стоимости процедура. В рамках прохождения повышения квалификации темы обучения, так или иначе, всегда были сфокусированы на проектировании и можно было выбрать наиболее практико‑ориентированное обучение.

Сейчас рядом с этой системой соорудили еще одну — для того чтобы иметь возможность работать ГИПом, теперь (плюсом ко всему, что было) нужно прийти в специальный аккредитованный центр (ЦОК), пройти тест из 50 вопросов (которые попадутся из общего пула в 500 вопросов) и ответить правильно всего на 36!
Нюанс в том, что все эти 500 вопросов по большому счету никакого отношения к деятельности ГИПов не имеют. Большинство вопросов из этого пула связаны со знанием федеральных законов — в основном с технической безопасностью зданий и сооружений, прохождением экспертиз. Но ведь это в большей степени узкие процедурные вопросы, которые чаще всего решаются на уровне главспецов и начальников отделов. Либо ты просто действуешь по четко прописанному регламенту — как подавать документы на экспертизу.

Каким образом это влияет на профессионализм ГИПа?
Вопросов, связанных с риск-ориентированными подходами в управлении проектами, с планированием, расчетом инвестиций, с коммуникациями с Заказчиками – их вообще нет, просто нет! Хотя, именно эти аспекты определяют профессионализм и уровень компетенций ГИПов. Именно для выполнения этих функций и была задумана позиция ГИП! Такое ощущение, что по новой методике ГИП в общем-то и не должен обладать этими компетенциями и соответствовать им не нужно!
История с ГИПами берет своё начало со времен Советского Союза.
В 30х годах ее начали внедрять – руководители из числа наиболее компетентных сотрудников выбирали лучшего и назначали его главным инженером проекта. Если объекты были значимые для страны, эти люди еще и утверждались Советом министров, назначались гос приказом.

И та система повышения и подтверждения квалификации ГИПов, которая существовала до сих пор, поддерживала именно этот принцип – выбор лучших по управленческим и инженерным компетенциям, а никак не по формальному знанию буквы Закона и прочих цифр и данных, к которым всегда можно обратиться, для работы с которыми существуют другие специалисты в команде.

То есть, по факту, к существующей нормально работающей системе повышения квалификации и подтверждения компетенций пристроили еще одну сугубо формальную машину по зарабатыванию денег. При том, что работодатели также платят взносы и в СРО – и вступительный, и ежемесячные. В СРО мы должны состоять по закону, а теперь еще должны параллельно оплачивать новые процедуры оценочные.

Но давайте абстрагируемся от этой темы и посмотрим на преимущества «независимой» оценки.

Сразу возникает большой вопрос к тестированию, заложенному в теоретическую часть! Повторюсь, что оно никакого отношения к прямому содержанию деятельности ГИПов не имеет. Более того, это тестирование никак не учитывает отраслевую принадлежность ГИПов. У нас в стране есть институты, которые работают по определенному фокусу — например, в горно‑рудной промышленности кто‑то работает для угольных шахт, кто‑то для калийных, сланцевых шахт; кто‑то работает в энергетике и т. д. И это накладывает очень серьезный отпечаток на работу ГИПа, на содержание его компетенций, это важно учитывать при оценке.
Немного цифр:
Сейчас тестирование на профпригодность ГИПов идет полным ходом. Чтобы получить «разрешение» на работу ГИПом специалист должен пройти вот эту независимую оценку до 1 сентября 2023 года. Согласно статистике, за последние месяцы в НОПРИЗ поступило 60 тыс заявлений на получение 5-летних удостоверений ГИПов, при этом всего в стране насчитывает порядка 150 тыс ГИПов. А если не успеваешь, то 2 года не имеешь право заниматься этой деятельностью. Вот так.
Если резюмировать...
то нововведения с независимой оценкой в итоге породили очень много вопросов:
Стала абсолютно непонятна роль СРО в части оценки компетенций
Вызывает много вопросов деятельность новых оценочных центров (ЦОК) — в части содержания тестов и, кстати, в части квалификации лиц, составлявших эти тесты, принимающих практическую часть экзамена — портфолио проектов ГИПа. Как давно эти люди сами что‑либо проектировали? Как давно они сами выполняли функции главных инженеров проекта, либо руководили их деятельностью? В какой отрасли?
Смысл появления второй системы оценки, ложащейся на плечи работодателей. Помимо финансовой стороны вопроса и нагрузки на ресурсы и транзакции порождается некая иллюзорная история о том, что ГИПы, прошедшие такую «независимую» оценку, заражаются звёздной болезнью. Как мы уже выяснили, конкретно эта процедура никак не повышает качество компетенций ГИПа, но почему‑то становится для ряда ГИПов основанием заявлять об этом.
Ну и конечно же, если есть проблема — её надо решать.

И вот какие варианты решения я вижу:
Законом предусмотрено наличие в организации определенного количества официально подтвержденных ГИПов, чтобы участвовать в проектировании сложных объектов. И поскольку вопрос повышения квалификации и контроля компетенций ГИПов теперь полностью ложится непосредственно на плечи работодателя и сотрудника, начинают возникать варианты, отсылающие нас к 30-м годам — отбирать и обучать самых лучших, проводить их через аттестацию НОК (согласно новой процедуре), чтобы формально удовлетворить требование Закона.

Остальных ГИПов переводить, скажем, на позиции «руководителей проектов», обучать прикладным вещам, подключать к проектам, но не проводить через аттестацию. Вот такая система внутренней оценки, которая, полагаю, будет мотивировать ГИПов расти над собой и даст работодателю возможность оптимизировать свои затраты на бюрократические процедуры.
Это немаловажно, поскольку сама по себе стоимость проектирования не растет, а источник прибыли в проектных организациях — это только проектирование. При том, что финансовая нагрузка только растет в последние 2 года — сначала импортозамещение программного обеспечения, теперь новые процедуры оценки ГИПов. Хотя безусловно можно было профинансировать эту новую аттестацию за счет тех же наших взносов в аккредитованные СРО.

К чему пришли? Хотели сделать как лучше? Проверить знания, подтвердить квалификацию, но по факту создали еще одну бюрократическую надстройку, которая вынудит проектные организации адаптироваться по‑своему.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 24 Октября 2024, 13:56:03 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #8 : 25 Октября 2024, 12:22:30 »

Нацреестре в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий состоят 147 тысяч специалистов. Успешно прошли независимую оценку квалификации 33 тысячи специалистов. С начала 2024 года НОПРИЗ начал исключать из реестра тех, кто не прошел в установленные сроки независимую оценку или не предоставил до 1 сентября 2022 года удостоверение о повышении квалификации. Уже исключили 943 специалиста.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 25 Октября 2024, 12:29:38 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #9 : 26 Октября 2024, 15:31:27 »

Основная причина ошибок в проектных решениях — недостаточный уровень компетенций лиц, осуществляющих предпроектные работы

Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров сообщил участникам совещания, что в НОПРИЗ из ФАУ «Главгосэкспертиза» в 2023 году направлены сведения о 852 юридических лицах и их специалистах, ведущих подготовку проектной документации и работы по инженерным изысканиям с использованием бюджетных средств.

- В 69% случаев невозможно принять юридически обоснованные меры, так как по ним представлена проектная документация, направляемая в учреждения экспертизы государственными заказчиками регионального уровня, которые допустили нарушения требований Гражданского и Градостроительного кодексов РФ при отборе на конкурсной основе исполнителей работ, а также требований к оформлению проектно-сметной документации. Из них в 27% случаев в отношении лиц, утвердивших проектную документацию, отсутствуют сведения в национальном реестре специалистов.

- В 42% случаев не представляется возможным идентифицировать данные специалистов, которые подписали документацию, так как в оформлении материалов допущены нарушения требований законодательства по идентификации этих физических лиц.

НОПРИЗ рассмотрел материалы в отношении 112 специалистов проектных и изыскательских организаций, допустивших ошибки и нарушения для принятия дальнейших мер. В ходе их рассмотрения было установлено, что:

- В 9% случаев задержка в прохождении государственной экспертизы связана с неисполнением государственным заказчиком обязательств в части предоставления исходно-разрешительной документации в установленные сроки и необходимого качества.

- В 8% случаев проектную документацию утверждал специалист субподрядной организации, а не генерального проектировщика, что является грубым нарушением требований статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ.

Совет НОПРИЗ принял решение об исключении из Национального реестра 4 специалистов. Всего НОПРИЗ рассмотрел 35 обращений, по результатам которых по 27 специалистам принято решение об отказе в исключении сведений о них из НРС, по 4 специалистам прекращено рассмотрение по различным основаниям.  Исходя из анализа указанных данных, можно сделать вывод, что некомпетентность проектировщика подтверждается менее чем в 1% поступивших в НОПРИЗ материалов.

Анвар Шамузафаров отметил, что в большинстве причиной ошибок в проектных решениях является недостаточный уровень компетенций лиц, осуществляющих предпроектные работы и подготовку исходных данных для проектирования от лица государственного заказчика.

источник - здесь

______
а ведь кто то до сих пор винит во всех бедах отрасли - только проектировщиков, как оказалось зря …
« Последнее редактирование: 26 Октября 2024, 17:55:39 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #10 : 27 Октября 2024, 12:14:15 »

С 01 мая 2024 года увеличен размер взносов на нужды НОПРИЗ

Решением XIII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, увеличен размер ежегодных отчислений на нужды НОПРИЗ с 6 500 до 8 000 рублей. Решение вступает в силу с 01.05.2024 года

источник - здесь

_________
О повышении расценок за проектно-изыскательские работы для огромного количества СРО - речи конечно нет - это же не обязанность НОПРИЗ, которые почему то оказывая госуслуги, берут за них деньги, все сами, сами вне зависмости от результатов работы берут свое, которое определяют сами, и так уже более 30 лет …
« Последнее редактирование: 27 Октября 2024, 12:17:34 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #11 : 27 Октября 2024, 12:29:15 »

Начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов предложил рассмотреть возможность создания системы управления качеством проектирования внутри НОПРИЗ, при этом наделив профессиональное сообщество правом разрабатывать базовые стандарты и критерия качества, требования к системе оценки качества проектной документации и системе рейтингования.

Сергей Музыченко отметил, что в настоящий момент уже формируются законодательные изменения, которые, в том числе, предусматривают наделение ГИПа большими полномочия и ответственностью, увязку стадии разработки рабочей документации с проектной документацией, а также синхронизацию результатов субъектовых экспертиз с федеральной.

Генеральный директор ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимир Щербинин предложил рассмотреть возможность сделать авторский надзор обязательным. Кроме того, прозвучало предложение поработать над качеством типовой проектной документации, которая может использоваться для реализации большинства объектов госзаказа, предусмотренных национальными проектами России.

источник - здесь

_____
Вот ведь годами рождают и думают об очевидных вещах еще в СССР.
Что касается нормотворчества - его надо доверять только людям с надлежащей ответственностью за содеяное.
Вопросы применения типового проектирования, неплохого наследия самого СССР, после 30 лет междоусобиц, наконец то были оправданы и решены.
Кроме того, председатель НОПРИЗ в молодости работал в ЦНИИЭП над типовой проектной документацией некоторых зданий и качество ее вызывало оторопь у любого проектировщика, с огромными исправлениями и недочетами.
Мне сегодня особенно нравятся их умные фразы - «машиночитаемый» и «машинопонимаемый» формат данных - сегодня все документы рождаются на компьютерах, они исходно «цифровые», вы что свои документы в «цифровой России» до сих пор создаете шариковой ручкой на бумаге ? А формат любых данных из одного формата без труда можно перевести в любой другой автоматически - это такие базы данных сегодня.
Уступите наконец дорогу молодым прогрессивным людям, таких полно в самом минстрое.
« Последнее редактирование: 10 Ноября 2024, 21:55:08 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #12 : 27 Октября 2024, 13:55:50 »

Высшим органом управления Нацобъединения является Всероссийский съезд саморегулируемых организаций.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров избран в ноябре 2022 года.
В Совет Национального объединения входят 30 человек, председатель Совета – президент НОПРИЗ. Ревизионная комиссия состоит из 7-ми человек, председатель – Ирина Мигачёва.
Аппарат НОПРИЗ состоит из 91-го человека, руководитель Аппарата – Алексей Кожуховский.

источник - здесь

________
Столько народу - помогают жить проектировщикам и изыскателям ?
Как бы не так - это еще один надзорный орган, который тоже содержат проектировщики обязательным взносом, кроме экспертизы - она за деньги проектировщиков проверяет соответствие проектов действующим нормам и законам. Неужели экспертизы недостаточно для проверки знаний проектировщиков и изыскателей или у нее опыта мало ?
Вести национальный реестр специалистов отрасли (проектировщиков и изыскателей, и строителей) вполне можно поручить развитой структуре минстроя за бюджетные деньги, который и участвует в разработке всех нормативных документов отрасли - было бы проще и дешевле всем.
« Последнее редактирование: 10 Ноября 2024, 21:57:31 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #13 : 05 Ноября 2024, 10:40:51 »

По итогам заочного голосования, в НОРОИЗ, в комитете по инжинирингу архитектурно-строительного проектирования, в его структуре был создан подкомитет «Эксплуатация зданий, строений и сооружений». Его председателем назначен член комитета, первый заместитель председателя СПК ЖКХ, советник президента НОПРИЗ.

Вице-президент НОПРИЗ подчеркнул, что одной из задач этой рабочей группы станет возвращение процедуры обследования технического состояния зданий, сооружений и их строительных конструкций в зону ответственности проектировщиков и проектных СРО.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 06 Ноября 2024, 23:44:50 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8068

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #14 : 05 Ноября 2024, 11:31:45 »

Методические рекомендации по реализации положений постановления Правительства РФ от 20.03.2024 г. № 338
- Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

подробнее - здесь
« Последнее редактирование: 05 Ноября 2024, 11:35:26 от samsony1 » Записан

г
Страниц: [1] 2
Печать
 
Перейти в: