ГИП под прицелом: новая эра персональной ответственности в российском проектированииВ конце июля 2025 г. президент РФ подписал Федеральный закон №309, направленный на совершенствование регулирования в строительстве (вступит в силу с 1 марта 2026 года). В документе впервые на законодательном уровне прописывается персональная ответственность главных инженеров проектов (ГИПов) и главных архитекторов проектов (ГАПов) за качество проектной документации. С 1 марта 2026 года ГИП будет нести прямую ответственность за подготовку как проектной, так и рабочей документации согласно установленным стандартам и нормам. Ранее роль и ответственность ГИПа практически не была прописана, что затрудняло привлечение недобросовестных специалистов к ответу.
Предполагается, что это сделает отрасль более прозрачной и качественной. Открытые данные о репутации, результатах работы каждого ГИПа будут повышать общую ответственность и качество проектирования.
Это очистит рынок от случайных людей и поднимет общий профессиональный уровень.
В перспективе отрасль получит более сильный институт ГИПов — лидеров, которые действительно руководят проектированием, а не просто выступают в качестве координаторов или номинальных подписантов, пересыльщиков писем и так далее. Повышение статуса привлечет в эту роль более квалифицированных специалистов, повысит престиж профессии и института, что, соответственно, приведет и к росту заработка.
Скрытые риски и вызовыПри всех благих намерениях реформа несет в себе ряд серьезных рисков, которые необходимо учитывать.
1. Повышенная персональная ответственность может отпугнуть часть специалистов от должности ГИПа, поскольку не каждый готов брать на себя такие риски. Это приведет к сокращению числа желающих занять эту позицию и росту нагрузки на оставшихся, что, в свою очередь, позволит опытным ГИПам поднимать свои зарплатные ожидания. Соответственно, это увеличит расходы проектных организаций.
2. Особенно уязвимым в этой ситуации окажется малый бизнес, для которого содержание в штате нескольких высокооплачиваемых специалистов, особенно в период отсутствия крупных проектов, может оказаться непосильной ношей.
3. Это приведет к стагнации в отрасли, которой как раз необходимы свежие идеи для создания современных, комфортных и нестандартных urban-пространств. Вместо этого будет стремление максимально строго следовать шаблонам, букве норм, законам, без учета реальных потребностей проекта.
4. Проектная документация — продукт коллективного труда, на качество которого влияют исходные данные от заказчика, сроки, бюджет и работа всей команды. Существует обоснованная опасность, что ГИПа могут сделать «крайним» за проблемы, даже от него не зависящие. Например, за несвоевременное предоставление технических условий или постоянные изменения в задании со стороны заказчика. Однако по закону именно на ГИПа ляжет ответственность за любой отказ экспертизы — в том числе за обстоятельства, находящиеся вне его зоны контроля.
5. Завершает список ключевых вызовов, стоящих перед отраслью после нововведений, снижение привлекательности профессии. Резкое ужесточение ответственности без адаптационного периода, скорее всего, скажется на моральном климате в проектных организациях. ГИП, опасаясь ошибок, будет находиться в постоянном стрессе, что может привести к эмоциональному выгоранию. Молодые специалисты могут не стремиться к повышению до главного инженера проекта, видя, сколько рисков это влечет. Это противоречит задаче привлечения талантливых кадров в отрасль.
Однако один лишь страх наказания не является панацеей. Ярким примером ограниченности такого подхода являются ситуации, когда ГИП оказывается под мощным давлением со стороны заказчика, который диктует экономически мотивированные, но рискованные технические решения (например, сокращение количества свай или уменьшение сечения колонн). В таких условиях даже самый принципиальный специалист может быть вынужден пойти на компромисс, последствия которого лягут именно на него, а не на истинного инициатора нарушений.
Необходимы чёткие процедуры разбора аварий и экспертных заключений, которые позволят отделить обстоятельства непреодолимой силы и коллективную ответственность заказчика и подрядчика от прямой вины проектировщика. Только так можно избежать сценария, при котором ГИП станет «козлом отпущения» в любой кризисной ситуации, и создать здоровую среду, где ответственность будет справедливой и обоснованной.
источник -
здесь________
добавлю,
1. в таких условиях ГИПов явно станет меньше, даже при повышении зарплаты в разы, не каждый готов положить жизнь и репутацию на алтарь «правды и истины».
2. ответственность со временем будет размыта коллективной, как это было уже в советской истории.
3. не было сказано о коррупционной составляющей, которая неизбежна в любом рейтинге, как оценка.
4. НОПРИЗ к этой инициативе присоединился. Напомню, что сегодня вопросами исключения ГИПов из НРС (а там в основном ГИПы и ГАПы и этого достаточно) занимается Комиссия НОПРИЗ, в которую поступают документы от Главгосэкспертизы России с выявленными многочисленными ошибками и нарушениями, допущенными специалистами в проектной документации.
5. Не все ошибки признаются НОПРИЗ ошибками (менее 1 %), многочисленные ошибки у госэспетризы - ошибки заказчиков.
6. возможно из за перспектив внедрения автоматической проверки проектов, уже выполнен пилотный вариант, значимость и статус экспертизы, и штатная численность экспертов, снизятся, поэтому и руководитель ГГЭ своей инициативой пытается вернуть значимость ведомства, у которого тоже есть ошибки и навязывание проектных решений, а высокую стоимость услуг ведомство формирует самостоятельно.