Технический заказчик в строительстве — это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от его имени осуществляет различные функции, связанные с строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов.
Некоторые из таких функций:
- заключение договоров о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации;
- подготовка заданий на выполнение работ;
- предоставление лицам, выполняющим работы, материалов и документов, необходимых для их проведения;
- утверждение проектной документации;
- подписание документов, необходимых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- выполнение других функций, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности.
Первый тезис констатирует фундаментальное противоречие: технический заказчик является ключевым, но системно недооцененным звеном инвестиционно-строительного проекта. Однако на законодательном уровне его роль сведена к второстепенной, что не позволяет ему эффективно выполнять свою координирующую функцию.
Второй тезис в российском законодательстве фактически отсутствует понятие «управление строительством». Есть устаревший ГОСТ, принятый еще в середине прошлого века, но он не учитывает реалии современного строительства и бестолково отражает функции технического заказчика. Таким образом, сама суть его деятельности - профессиональное управление - юридически не признана и не определена.
Третий тезис - парадоксальный статус технического заказчика позволяет любому непрофессиональному заказчику по закону управлять сложнейшими и особо опасными объектами. Современное здание - это концентрация передовых технологий, а инвестиционно-строительный процесс - «квинтэссенция всего современного знания, которое накоплено человечеством». И доверять управление этим процессом лицу, не обладающему необходимыми компетенциями, - это системный риск, приводящий к катастрофическим последствиям.
Четвертый тезис касается прямых законодательных препон. Согласно действующим нормам, лицо, осуществляющее функции техзаказчика, для легализации своей деятельности должно быть членом трех отдельных саморегулируемых организаций: в области изысканий, проектирования и строительства. При этом собственного, профильного СРО, которое бы устанавливало стандарты именно управления проектами, для технических заказчиков не предусмотрено. Это не только создает избыточную административную нагрузку, но и доказывает, что законодатель не видит в их работе уникальной, самостоятельной сущности.
Пятый, итоговый тезис обобщает практические последствия этой правовой неопределенности. Действующее правовое регулирование совершенно не учитывает разные смысловые и системные функции технического заказчика на различных этапах проекта. Более-менее прописаны лишь функции строительного контроля. А вот его критически важная роль на этапе формирования технико-экономических показателей, бюджетирования, оформления исходно-разрешительной документации - попросту игнорируется. Пример: тысячи недостроенных объектов в 90% случаев остановились из-за недостатка финансирования, который является прямым следствием неверного бюджетирования на старте. И именно технический заказчик, не имея на то законодательных полномочий, становится «крайним», когда заказчик пытается переложить на него эту ответственность.
источник -
здесь_________
про отсутствие компетентности у техзаказчика не раз говорил НОПРИЗ и обвинял именно его в большинстве ошибок в проектах, когда техзадание на проектирование составляется безграмотно и безответственно, без конкретики общими фразами - отсюда и обтекаемые проектные решения.