Электротехнический форум ЭЛЕКТРО 51



23 Ноября 2024, 10:19:45 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Вам не пришло письмо с кодом активации?

Войти
Новости:
Расширенный поиск  

Страниц: [1]
Печать
Автор Тема: освещение метрополитена  (Прочитано 6667 раз)
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« : 23 Июля 2021, 08:01:52 »

освещение метрополитена

Московский метрополитен. Но за некоторые станции откровенно стыдно. Из-за тусклого света создается впечатление, что этот памятники культуры никому не нужны.

Классические станции
Подземные дворцы, московские достопримечательности и толпы туристов с фотоаппаратами.



Освещение в классическом помпезном стиле: красивые люстры, бра и скрытая подсветка



Технически светильники устарели, но замена должна происходить с большой осторожностью и исключительно светотехниками. Иначе красота останется в истории и на фотографиях туристов.



источник - здесь
Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #1 : 23 Июля 2021, 08:04:31 »

Типовые станции
Другое название — станции мелкого заложения. Строили открытым способом в то время, когда скорость стройки была важнее внешнего вида.



Строя станции по принципу: «лучше построить как-то, чем совсем никак», о светодизайне не думал никто. Да и слово-то буржуйское, уху нашего человека совсем непривычное.



Изменения в освещении проводятся планово: старый свет меняют на светодиоды, если в этом есть необходимость. Все как во времена строительства этих станций.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 08:19:21 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #2 : 23 Июля 2021, 08:06:36 »

Современные станции
Власти решили вернуть уникальность в московское метро и оформление станций отдали архитекторам.



Освещение в них играет большую роль: качественные светильники и уникальные световые конструкции.



Светодиодные светильники здесь в приоритете, так как срок их эксплуатации составляет несколько тысяч часов. Наконец-то «красиво» идет в паре с «выгодно».



источник - здесь
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 08:19:30 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #3 : 23 Июля 2021, 08:08:56 »

Проектируемые станции
Будут построены в ближайшие 5 лет, но уже сейчас есть их визуализации.



Оформлением занимаются молодые архитекторы, которые выиграли открытый городской конкурс.



Станции строятся, но световые решение в дизайн-проектах вызывают восторг. Главное, чтоб правильно выбрали поставщиков светильников и реальность не отличалась от визуализации.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 08:19:40 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #4 : 23 Июля 2021, 08:09:58 »

Лучшая и худшая классическая станция
Лучшая: Электрозаводская Арбатско-Покровской линии.

Станцию открыли в 1944 году. Она была удостоена Сталинской премии. Но не это в ней самое прекрасное. Дизайн Электрозаводской подчеркивает ее название. Казалось бы, создана для работников завода — неприхотливых людей (тогда она называлась «Завод им.Куйбышева»), но в потолок вмонтировано более 300 ламп. Кстати, в 2008 году их заменили на энергосберегающие.



Худшая — Краснопресненская, расположенная на Кольцевой линии.

Кольцевая, пересадочная станция, через которую каждый день проходит 39 000 человек. Отличается оригинальными бронзовыми люстрами с шестью плафонами в каждой. А вот характеризуется одним словом — подземка. Тусклые лампочки теплого цвета по центру, с торцов разноцветные люминесцентные трубки незащищенные от внешнего воздействия.



Центр станции мрачный, а зоны переходов аляпистые. Освещение как в больнице и никаких приятных эмоций не вызывает. Хотя нет, одно желание возникает: покинуть станцию и пожелать метрополитену больше средств для модернизации освещения.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 08:19:51 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #5 : 23 Июля 2021, 08:12:15 »

Лучшая и худшая типовая станция
Лучшая: Сходненская. Принадлежит Таганско-Краснопресненской линии.

Первая односводчатая станция Москвы с преобладающим мягким нейтральным светом. Белый цвет потолка и люминесцентные лампы делают эту станцию простой и светлой в любое время суток. Ничего необычного, но находиться внутри приятно и видимость в разы лучше некоторых станций метро в центре Москвы.



Худшая: все остальные.

Это оказалось невыполнимой задачей — выбрать худшую станцию эпохи «пятиэтажек». Освещение в них выполнено по принципу: очень много дешевых ламп. Выглядят некрасиво, мерцают, перегорают; замена приводит к разноцветному свечению. Их давно пора менять на более современные и менее капризные светодиодные аналоги. При этом сделать это можно творчески, как в современных офисах и торговых центрах: с помощью плоских фигур из светильников, световых полотен или колонн. Было бы желание, а способ найдётся. Вторая ошибка — «туннельный эффект». Он получается, когда светильник светит вниз, делая потолок тёмным. Как у бабушки в кладовке — страшно и некомфортно. Зато подходит для съемок триллеров или российских арт-хаусов.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 08:20:03 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #6 : 23 Июля 2021, 08:16:09 »

Лучшая и худшая современная
Лучшая: Тропарево. Станция Сокольнической линии.

Эта станция ассоциируется у жителей с парком Тропарево. Неудивительно, что и освещение выполнено в том же стиле. По центру установлены деревья, на которых тонкие светодиодные светильники необычной формы символизируют листву. Есть дополнительные прожектора, светящие в потолок. Они создают эффект переотражения, и это завораживает. Турникеты освещает панно, напоминающее переплетение стволов деревьев. Это удачное и оригинальное решение архитекторов. Хочется побольше таких станций.



Еще одна лучшая: станция м. Новопеределкино Солнцевский линии

Она была открыта в 2018 году. Оформлена под убранство теремов старой Москвы. Главным украшением «Новопеределкино» стали узорчатые плафоны, которые рассеивают свет и расширяют подземное пространство. Нравится идея необычных световых колонн с орнаментом. И то, что внутри световых панелей есть светодиодные излучатели, которые могут менять цвета.



Худшая из современных: Беломорская станция метро Замоскворецкой линии



206 станция по счету. Открыта в 2018 году. Хотя ее планировали построить еще в 50-х годах. Возможно, это наложило определённый отпечаток на итоговый вид Беломорской. На освещении сэкономили. Свет падает вниз, делая высокий потолок практически чёрным. Ощущение, что находишься в техническом помещении или большой вентиляционной камере.



Светодиодные ленты на тёмно-синем потолке вестибюля, по задумке проектировщиков, должны создавать эффект северного сияния. Только выглядит все это довольно странно... Может, отдел закупок его никогда не видел?

источник - здесь
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 08:20:13 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #7 : 23 Июля 2021, 08:17:56 »

Лучшая и худшая спроектированная
Лучшая: Кленовый бульвар Большой кольцевой линии

Год открытия 2023 год. Ждать осталось не так долго. В проекте прекрасно все: и плавный современный дизайн в стиле хайтек, и перфорированные металлические листы со скрытым источником света, и освещение перронов линейными светильниками по контуру, разделяющими станцию на классический «белый верх, чёрный низ», и стильная светодиодная люстра в виде кольца в основании эскалаторного подъема. Очень надеемся, что город не будет экономить на материалах и станция не потеряет свой стиль.



Худшая: Ржевская станция метро на Большой кольцевой линии

Хорошая идея с арками, но архитектор явно не знает как работать со светом. На картинках изображены равномерные световые полотна, прямо в потолке станции. Это вымысел, в реальности так сделать не получится: стыки светить не умеют. Грильято (это неразрывные световые полосы) — устаревшие решение. В реальности будут видны все недостатки: стыки, кривые линии и видимые недоработки потолка. Также большой проблемой будет обслуживание: потребуется демонтировать панели и ставить их обратно за несколько часов ночью, чтобы к утру всё выглядело целым.



источник - здесь
« Последнее редактирование: 23 Июля 2021, 08:20:24 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #8 : 23 Июля 2021, 08:18:53 »

Итог
Московский метрополитен — это всегда большой поток людей. Каждый час, минуту или секунду они поднимаются, спускаются, спешат, ждут, разбираются с указателями и фотографируют.

Правильное освещение станций — это один из главных критериев безопасности не только пассажиров, но и служащих метрополитена. Все прекрасно знают, что машинисты поездов раньше выходят на пенсию из-за «вредности» своей профессии, так как большую часть светового дня они работают в условиях пониженной освещённости, что очень неблагоприятно отзывается на общем состоянии человека. Светильники — это первое, на чем нельзя экономить при строительстве нового объекта, а уж если говорить о старых, то тут и подавно пора многое менять.

И напоследок. Многие туристы реально осматривают московское метро, как одну из достопримечательностей города. Соответственно, чем больше туристов, тем больше в казне метрополитена средств для поддержания достойного уровня освещения.

источник - здесь
Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #9 : 14 Августа 2021, 13:04:57 »

Освещение метрополитена
Каждую ночь, как только прекращается движение поездов, в тоннелях метрополитена начинается другая жизнь. Впрочем, можно сказать, что она и не прекращается ни на минуту, а лишь активизируется в ночное время, когда на путях проводятся профилактические и ремонтные работы и технологическое обслуживание рельс.

К недоступным для пассажиров помещениями являются:

 - Депо
 - Тоннель
 - Машинное отделение
 - Подходный коридор
 - Подплатформенное помещение
 - Блок технических помещений
 - Кабельно-вентиляционные каналы
 - Тяговая подстанция
 - Смотровая канава
 - Административное здание
 - Станции тех обслуживания

Конечно же, для работы требуется освещение. Светильники для метро, устанавливаемые по обеим сторонам тоннеля на высоте около 3 метров, почти не видны пассажирам. Они монтируются вдоль свода на расстоянии 4-5 метров друг от друга в шахматном порядке на стальную полосу, выполняющую также функции шины заземления.

Светильники основного, рабочего освещения монтируются на сильноточной стороне тоннелей. Они включаются около двух часов ночи, как только т снимается напряжение с контактного рельса. Именно поэтому пассажирам обычно не видны тоннельные светильники. Включение рабочего освещения на всем участке тоннеля в момент движения поездов возможно только в экстренных случаях. В остальное время мы можем видеть лишь так называемый адаптационный свет на участках непосредственно перед въездами/выездами станций. Это освещение необходимо машинистам поездов, для которых въезд на ярко освещенную платформу сразу после темного тоннеля может вызвать временное ослепление.

В тоннелях и перегонах метро осуществляется два типа освещения — рабочее и аварийное. Аварийные светильники в метро работают с часа ночи и до 6 утра. Они монтируются на слаботочной стороне тоннеля и подключены к отдельной линии. Раньше светильники в метро работали от переменного напряжения 127 В, на более современных линиях подается 220 В. В случае сбоя в работе основной линии питания, на них подается постоянный ток от батарей. Круглосуточно освещаются путевые стрелки. Уровень освещенности тоннелей составляет 20 лк на уровне головок рельс — это примерно в сто раз ярче, чем свет в лунную ночь.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 14 Августа 2021, 13:13:48 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #10 : 14 Августа 2021, 13:07:43 »

Нормативы освещения в метро
Основным нормативом, на который необходимо ориентироваться при проектирование освещения, является

«СП 120.13330.2012 Метрополитены (с Изменением N 1)» - подробнее - здесь

Но помимо нормативных требований есть еще несколько факторов, без учета которых светильники в метро могут оказаться неэффективными.

Из основных особенностей при подготовке проектов можно выделить следующее:

специфичное освещение залов станций метрополитена — оригинальный дизайн светильников;
сложность подбора светильников для освещения тоннелей — требуется правильная КСС, необходимо отсутствие ослепляющего эффекта и отсутствие стробоскопического эффекта;
высокая надежность светильников, т.к. монтаж и обслуживание освещения как на станциях, так и тоннелях довольно сложное занятие.
Один-два раза в месяц тоннели подвергаются обработке специальным помывочным поездом (его еще называют поезд-брызгалка). Он проезжает тоннели на скорости 5-10 км/ч, мощными струями воды смывая накопившееся масло, пыль и грязь, чтобы не допустить возгорания. На время его работы электричество отключается.

Такая помывка становится причиной выхода из строя многих светильников. Под воздействием воды пыль забивается в глубь ламп и корпусов, уплотняется, а под действием высокой температуры при работе лампы прикипает к патрону настолько, что заменить вышедшую из строя лампу оказывается просто невозможно. Вот и выходит, что при всей дешевизне светильников для метро и ламп дорогой оказывается их эксплуатация.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 14 Августа 2021, 13:14:18 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #11 : 14 Августа 2021, 13:11:42 »

Используемое в метро освещение
Метрополитен — одна из немногих сфер деятельности, упорно сохраняющих верность лампам накаливания. Хотя существующие нормы диктуют использование люминесцентных ламп, для освещения тоннелей по-прежнему устанавливаются светильники типа НСП, среди электриков получившие название «Астра», с лампами накаливания мощностью 60 Вт. Дело в том, что они одинаково хорошо работают от источника бесперебойного питания как переменного, так и постоянного тока, а также очень дешевы.

Однако существенные недостатки как самих ламп накаливания, так и светильников, в которых они используются, диктуют необходимость перехода на более эффективное оборудование. Достаточно сказать, что каждую ночь в тоннелях и перегонах заменяется сотни ламп: заявленный срок службы в тысячу часов на деле сводится к тремстам. Низкая световая отдача (порядка 10 лм/Вт) в условиях работы метрополитена усугубляется тем, что светильники не имеют никакой защиты от пыли и влаги.

В относительно новых тоннелях используются преимущественно светильники с люминесцентными лампами Т8 мощностью 36 Вт, обладающие более высоким сроком службы (до 5 тысяч часов при использовании электромагнитных ПРА) и светоотдачей до 80 лм/Вт. Однако эти лампы чувствительны к перепадам температур, а при низких температурах существенно теряют в световом потоке (до 80% при минус 20 градусах Цельсия). На участках, где температура равна уличной, использовать эти лампы экономически нецелесообразно.

Вблизи вешают и на открытых переездах зачастую используются дуговые ртутные люминофорные лампы, которые не боятся низких температур и более эффективны, чем лампы накаливания, хотя и уступают люминесцентным. Такие недостатки ртутных ламп, как плохая цветопередача и сине-зеленый спектр свечения, в тоннелях не столь критичны. Однако у них есть и более существенный недостаток, препятствующий повсеместному использованию — время разгорания до 10 минут с момента включения. Кроме того, при сбоях в питании такая лампа не зажжется сразу — ей требуется до 15 минут, чтобы остыть.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 14 Августа 2021, 13:13:23 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Главный модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 8054

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #12 : 14 Августа 2021, 13:12:30 »

Светодиодное освещение в метро
С помощью светодиодных светильников намного легче организовывать дизайнерское либо управляемое освещение. В плане дизайна это возможно за счет более меньших габаритов светодиодных источников света, а значит на их базе можно собрать светильник практически любой формы и внешнего вида. Примером управления светом являются современные станции метрополитена, где из светодиодных светильников делаются линии на краю платформы, показывающие безопасное расстояние от края, а также, за счет уменьшения/увеличения светового потока либо мерцания светильников пассажирам сообщается о прибытии поезда.

Светодиодные светильники имеют ряд преимуществ:

 - экономия энергопотребления — до 60%;
 - долговечность — 100000 часов;
 - возможность создания требуемой КСС за счет использования вторичной оптики;
 - отсутствие затрат на обслуживание;
 - низкий коэффициент пульсации — отсутствие мерцания;
 - отсутствие затрат на утилизацию ртутьсодержащих ламп.
 - возможность уменьшения кол-ва светоточек — это удешевляет стоимость обслуживания;
 - улучшение освещенности и качества света.
 - устойчивы к перепадам температуры.

источник - здесь
Записан

г
Страниц: [1]
Печать
 
Перейти в: