Электротехнический форум ЭЛЕКТРО 51



07 Декабря 2025, 15:24:19 *
Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите.

Войти
Новости:
Расширенный поиск  

Страниц: [1] 2
Печать
Автор Тема: Обзор проектной отрасли и перспективы развития  (Прочитано 3837 раз)
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« : 14 Сентября 2021, 14:25:42 »

обзор проектной отрасли и причины кризиса обзор от samsony1

Рассмотрены и проанализированы следующие составляющие процесса проектирования в РОССИИ
  - экономическая
  - организационная
  - кадровая
  - нормативно-техническая
  - правовая
  - информационная

написано мной в 2011, а как актуально и сегодня...
целиком или отрывки растиражированы по всему интернету
часто без ссылок на первоисточник

подробнее - здесь
« Последнее редактирование: 01 Сентября 2025, 14:42:46 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #1 : 02 Октября 2024, 15:25:56 »

Инженерный дефицит в эпоху цифровизации промышленной отрасли

Сегодня промышленная отрасль сталкивается с серьезной проблемой кадрового дефицита, особенно в инженерной сфере. Несмотря на то, что за последние несколько лет число желающих получать инженерно-­технические специальности увеличилось (в 2021 году на 4,5%, в 2022 — на 8,5 %, на 5,7% в 2023 и доля таких студентов превысила 30% от общего приема), спрос на инженеров растет заметно быстрее. Катастрофически не хватает узкоспециализированных профессионалов инженерного дела.

Это связано с целым рядом факторов, начиная от демографических изменений и заканчивая тем, как воспринимается профессия инженера среди молодежи. О том, что привело к дефициту инженерных кадров и как в России пытаются решить эту проблему — рассказали в статье.

Что привело к дефициту инженерных кадров

В последние десятилетия Россия столкнулась с демографическим спадом, вызванным сокращением рождаемости в 90-е годы. В результате уменьшение числа молодых людей, вступающих на рынок труда, создает дефицит квалифицированных специалистов во всех отраслях.

Ситуацию усугубляет и проблема профессиональной ориентации. Многие школьники и студенты выбирают гуманитарные, экономические и связанные с IT профессии, считая их более престижными и доходными. Инженерные специальности на фоне этих тенденций теряют свою привлекательность. Зарплаты инженеров в России нередко оказываются ниже, чем в IT‑сфере или финансовом секторе, что делает выбор «строить карьеру инженера» в глазах молодежи менее перспективным. Молодые люди, в основном, стремятся к быстрым деньгам и комфорту, поэтому работа, требующая глубоких узкоспециализированных знаний и постоянного совершенствования в рамках повышения квалификации, не кажется им столь заманчивой.

Еще одной проблемой стал разрыв поколений в профессии. Советские кадры в силу возраста уходят с рынка труда, а подрастающее поколение пока не обладает необходимым набором компетенций или попросту не хочет перенимать опыт.

Подход к инженерным профессиям в корне меняет цифровизация, темпы которой сильно простимулировал курс на импортозамещение. Уже несколько лет предприятия активно внедряют цифровые технологии для автоматизации многих процессов, начиная с проектирования и заканчивая эксплуатацией объектов промышленного назначения, что открывает перед инженерами новые горизонты. Тем не менее, остается проблема: кто будет внедрять, развивать и применять эти технологии, если подготовленных кадров явно не хватает? Как следствие — образуется разрыв между неспособностью удовлетворить кадровые запросы и стремлением добиться успеха в области цифровизации.

Импортозамещение как катализатор цифровой трансформации

Импортозамещение стало важным триггером цифровизации промышленной отрасли. Уход иностранных компаний с российского рынка подсветил две проблемы: российские разработки не дотягивают до уровня зарубежного софта и нет подготовленных специалистов, умеющих так же виртуозно применять данные системы для решения профессиональных задач. Но импортозамещение — это не просто смена поставщиков и ПО. Это многоуровневый процесс, требующий значительных изменений в подходе к производственной деятельности, интеграции новых технологий и кадрового обеспечения.

Так образовалась пустота, которую нужно было быстро заполнять IT‑решениями, и возникла острая необходимость заниматься переподготовкой инженерных кадров. Здесь и проявился кадровый голод в полной мере: несмотря на необходимость перехода на новые рельсы, специалистов, готовых к такой трансформации по внедрению, применению и обслуживанию новых технологий, катастрофически не хватало.

В этот момент российские компании осознали, что необходимо вкладываться в разработку собственных цифровых решений, перестраивать систему мотивации сотрудников, лучше интегрироваться с вузами, продвигать свои компании на различных площадках, и начали активно делать шаги в этом направлении.

Конкуренция между предприятиями за квалифицированных специалистов

По данным исследования hh.ru и ОренЗМК (резидент «Сколково»), российские компании в 2024 году испытывали трудности при поиске инженеров почти всех специальностей. Спрос на главных инженеров проектов, инженеров-энергетиков, конструкторов, специалистов по качеству, пусконаладочным работам, эксплуатации и DevOps-инженеров в несколько раз превышал предложение.

В условиях острого дефицита инженерных кадров российские предприятия еще активнее стали вести борьбу за квалифицированных специалистов. С течением времени конкуренция между компаниями только усилилась, особенно за сотрудников с опытом работы с цифровыми технологиями и инновационными решениями. Это привело к росту зарплат в секторе. В первой половине 2024 года они поднялись на 16-24% в зависимости от специальности.

Но повышение оплаты труда — не единственное решение проблемы. Многие предприятия понимают, что для удержания специалистов важны и другие факторы, такие как улучшенные соцпакеты, включающие медицинское страхование, оплату обучения и повышения квалификации, различные бонусы и привилегии для сотрудников, а также комфортные условия работы, возможность карьерного роста и участия в уникальных проектах. Это стало одним из ключевых способов привлечения и удержания ценных специалистов. Поговорим о них подробнее.

Как российские промышленные предприятия справляются с дефицитом кадров

Инженерный дефицит
Для решения кадрового дефицита многие предприятия начали применять комплексный подход, включающий ряд стратегий. Увеличение зарплат помогает привлекать квалифицированных инженеров, но не всегда решает проблему их нехватки. Тогда в ход идут дополнительные льготы. Это могут быть программы медицинского страхования, субсидии на ипотеку, компенсации за обучение, различные корпоративные бонусы и всевозможная нематериальная мотивация (например, предлагать соискателям работу с крупными уникальными проектами, которые в дальнейшем станут хорошей составляющей их профессионального портфолио).

Также на российских предприятиях возрождается практика наставничества, которая была широко распространена в советское время. Опытные инженеры передают свои знания молодым специалистам, помогая им адаптироваться на рабочем месте и быстрее осваивать новые технологии. Это не только помогает молодым кадрам быстрее войти в профессию, но и создает здоровую рабочую атмосферу в коллективе. У «Ростеха», к примеру, есть школа подготовки профессиональных наставников. До конца 2025 года они планируют обучить около 1 тыс. таких специалистов.

Еще одной важной частью кадровой политики предприятий стало сотрудничество с учебными заведениями. Многие компании активно взаимодействуют с вузами, принимают участие в образовательных программах, организуют стажировки и практики для студентов. Это позволяет готовить будущих специалистов уже на этапе их обучения, прививая им знания в конкретной специфике и навыки работы с современными технологиями. Один из пилотов реализовали университет имени Н. Э. Баумана и Южный завод тяжелого станкостроения (ЮЗТС). Первым шагом стало создание инжинирингового центра на базе предприятия. Из 20 студентов, которые проходили подготовку в центре, 10 сейчас работают в числе конструкторов предприятия.

Некоторые предприятия создают собственные учебные центры для подготовки и переподготовки кадров без отрыва от производства. Так у «Норникеля» в Норильске есть корпоративный университет с технологиями виртуальной реальности (VR), тренажерами-симуляторами и 3D-атласами. Учебные центры имеются также у «Уралхима» и СИБУРа. Такая опция особенно важна в условиях быстрого развития цифровых технологий, когда специалисты должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Кадровый дефицит в инженерной сфере стал серьезным вызовом для российской промышленности в эпоху цифровизации. В то же время, это стало возможностью для реформирования системы подготовки кадров и создания более привлекательных условий для специалистов. Внедрение государственных программ, развитие сотрудничества между бизнесом и учебными заведениями, а также новые проекты и инициативы показывают, что проблема кадрового голода может быть решена.

Сегодня инженеры становятся ключевыми фигурами в процессе цифровой трансформации промышленности. Чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики и успешное внедрение цифровых технологий, необходимо не только готовить новые кадры, но и создавать условия, в которых инженерные профессии станут престижными и востребованными.

Только комплексный подход, включающий конкурентную оплату труда, поддержку молодых специалистов как со стороны государства, так и со стороны промышленных. холдингов, тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, а также удержание высококвалифицированных профи в стране, позволит России справиться с дефицитом кадров и продолжить успешный путь к цифровому будущему.

источник - здесь
« Последнее редактирование: 02 Октября 2024, 15:28:00 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #2 : 14 Апреля 2025, 11:07:24 »

Мы выбираем, нас выбирают

Наряду с классическими способами выбрать идеального сотрудника среди нескольких кандидатов, обладающих примерно одинаковыми навыками и опытом работы, в некоторых компаниях действуют и свои внутренние правила подбора персонала. Основная их задача — получить подтверждение того, что новый человек «подходит» компании и благополучно «впишется» в коллектив. Журналист побеседовал со службами HR и составил ТОП-5 самых странных критериев подбора сотрудников.

подробнее - здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #3 : 14 Апреля 2025, 11:09:46 »

Основная причина ошибок в проектных решениях — недостаточный уровень компетенций лиц, осуществляющих предпроектные работы

Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров сообщил участникам совещания, что в НОПРИЗ из ФАУ «Главгосэкспертиза» в 2023 году направлены сведения о 852 юридических лицах и их специалистах, ведущих подготовку проектной документации и работы по инженерным изысканиям с использованием бюджетных средств.

- В 69% случаев невозможно принять юридически обоснованные меры, так как по ним представлена проектная документация, направляемая в учреждения экспертизы государственными заказчиками регионального уровня, которые допустили нарушения требований Гражданского и Градостроительного кодексов РФ при отборе на конкурсной основе исполнителей работ, а также требований к оформлению проектно-сметной документации. Из них в 27% случаев в отношении лиц, утвердивших проектную документацию, отсутствуют сведения в национальном реестре специалистов.

- В 42% случаев не представляется возможным идентифицировать данные специалистов, которые подписали документацию, так как в оформлении материалов допущены нарушения требований законодательства по идентификации этих физических лиц.

НОПРИЗ рассмотрел материалы в отношении 112 специалистов проектных и изыскательских организаций, допустивших ошибки и нарушения для принятия дальнейших мер. В ходе их рассмотрения было установлено, что:

- В 9% случаев задержка в прохождении государственной экспертизы связана с неисполнением государственным заказчиком обязательств в части предоставления исходно-разрешительной документации в установленные сроки и необходимого качества.

- В 8% случаев проектную документацию утверждал специалист субподрядной организации, а не генерального проектировщика, что является грубым нарушением требований статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ.

Совет НОПРИЗ принял решение об исключении из Национального реестра 4 специалистов. Всего НОПРИЗ рассмотрел 35 обращений, по результатам которых по 27 специалистам принято решение об отказе в исключении сведений о них из НРС, по 4 специалистам прекращено рассмотрение по различным основаниям.  Исходя из анализа указанных данных, можно сделать вывод, что некомпетентность проектировщика подтверждается менее чем в 1% поступивших в НОПРИЗ материалов.

Анвар Шамузафаров отметил, что в большинстве причиной ошибок в проектных решениях является недостаточный уровень компетенций лиц, осуществляющих предпроектные работы и подготовку исходных данных для проектирования от лица государственного заказчика.

источник - здесь

________
а ведь кто то до сих пор винит во всех бедах отрасли - только проектировщиков, как оказалось зря …
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #4 : 14 Апреля 2025, 11:11:40 »

Инженерный дефицит в эпоху цифровизации промышленной отрасли

Сегодня промышленная отрасль сталкивается с серьезной проблемой кадрового дефицита, особенно в инженерной сфере. Несмотря на то, что за последние несколько лет число желающих получать инженерно-технические специальности увеличилось (в 2021 году на 4,5%, в 2022 — на 8,5 %, на 5,7% в 2023 и доля таких студентов превысила 30% от общего приема), спрос на инженеров растет заметно быстрее. Катастрофически не хватает узкоспециализированных профессионалов инженерного дела.

Это связано с целым рядом факторов, начиная от демографических изменений и заканчивая тем, как воспринимается профессия инженера среди молодежи. О том, что привело к дефициту инженерных кадров и как в России пытаются решить эту проблему — рассказали в статье.

Что привело к дефициту инженерных кадров

В последние десятилетия Россия столкнулась с демографическим спадом, вызванным сокращением рождаемости в 90-е годы. В результате уменьшение числа молодых людей, вступающих на рынок труда, создает дефицит квалифицированных специалистов во всех отраслях.

Ситуацию усугубляет и проблема профессиональной ориентации. Многие школьники и студенты выбирают гуманитарные, экономические и связанные с IT профессии, считая их более престижными и доходными. Инженерные специальности на фоне этих тенденций теряют свою привлекательность. Зарплаты инженеров в России нередко оказываются ниже, чем в IT‑сфере или финансовом секторе, что делает выбор «строить карьеру инженера» в глазах молодежи менее перспективным. Молодые люди, в основном, стремятся к быстрым деньгам и комфорту, поэтому работа, требующая глубоких узкоспециализированных знаний и постоянного совершенствования в рамках повышения квалификации, не кажется им столь заманчивой.

Еще одной проблемой стал разрыв поколений в профессии. Советские кадры в силу возраста уходят с рынка труда, а подрастающее поколение пока не обладает необходимым набором компетенций или попросту не хочет перенимать опыт.

Подход к инженерным профессиям в корне меняет цифровизация, темпы которой сильно простимулировал курс на импортозамещение. Уже несколько лет предприятия активно внедряют цифровые технологии для автоматизации многих процессов, начиная с проектирования и заканчивая эксплуатацией объектов промышленного назначения, что открывает перед инженерами новые горизонты. Тем не менее, остается проблема: кто будет внедрять, развивать и применять эти технологии, если подготовленных кадров явно не хватает? Как следствие — образуется разрыв между неспособностью удовлетворить кадровые запросы и стремлением добиться успеха в области цифровизации.

Импортозамещение как катализатор цифровой трансформации

Импортозамещение стало важным триггером цифровизации промышленной отрасли. Уход иностранных компаний с российского рынка подсветил две проблемы: российские разработки не дотягивают до уровня зарубежного софта и нет подготовленных специалистов, умеющих так же виртуозно применять данные системы для решения профессиональных задач. Но импортозамещение — это не просто смена поставщиков и ПО. Это многоуровневый процесс, требующий значительных изменений в подходе к производственной деятельности, интеграции новых технологий и кадрового обеспечения.

Так образовалась пустота, которую нужно было быстро заполнять IT‑решениями, и возникла острая необходимость заниматься переподготовкой инженерных кадров. Здесь и проявился кадровый голод в полной мере: несмотря на необходимость перехода на новые рельсы, специалистов, готовых к такой трансформации по внедрению, применению и обслуживанию новых технологий, катастрофически не хватало.

В этот момент российские компании осознали, что необходимо вкладываться в разработку собственных цифровых решений, перестраивать систему мотивации сотрудников, лучше интегрироваться с вузами, продвигать свои компании на различных площадках, и начали активно делать шаги в этом направлении.

Конкуренция между предприятиями за квалифицированных специалистов

По данным исследования hh.ru и ОренЗМК (резидент «Сколково»), российские компании в 2024 году испытывали трудности при поиске инженеров почти всех специальностей. Спрос на главных инженеров проектов, инженеров-энергетиков, конструкторов, специалистов по качеству, пусконаладочным работам, эксплуатации и DevOps-инженеров в несколько раз превышал предложение.

В условиях острого дефицита инженерных кадров российские предприятия еще активнее стали вести борьбу за квалифицированных специалистов. С течением времени конкуренция между компаниями только усилилась, особенно за сотрудников с опытом работы с цифровыми технологиями и инновационными решениями. Это привело к росту зарплат в секторе. В первой половине 2024 года они поднялись на 16-24% в зависимости от специальности.

Но повышение оплаты труда — не единственное решение проблемы. Многие предприятия понимают, что для удержания специалистов важны и другие факторы, такие как улучшенные соцпакеты, включающие медицинское страхование, оплату обучения и повышения квалификации, различные бонусы и привилегии для сотрудников, а также комфортные условия работы, возможность карьерного роста и участия в уникальных проектах. Это стало одним из ключевых способов привлечения и удержания ценных специалистов. Поговорим о них подробнее.

Как российские промышленные предприятия справляются с дефицитом кадров

Инженерный дефицит
Для решения кадрового дефицита многие предприятия начали применять комплексный подход, включающий ряд стратегий. Увеличение зарплат помогает привлекать квалифицированных инженеров, но не всегда решает проблему их нехватки. Тогда в ход идут дополнительные льготы. Это могут быть программы медицинского страхования, субсидии на ипотеку, компенсации за обучение, различные корпоративные бонусы и всевозможная нематериальная мотивация (например, предлагать соискателям работу с крупными уникальными проектами, которые в дальнейшем станут хорошей составляющей их профессионального портфолио).

Также на российских предприятиях возрождается практика наставничества, которая была широко распространена в советское время. Опытные инженеры передают свои знания молодым специалистам, помогая им адаптироваться на рабочем месте и быстрее осваивать новые технологии. Это не только помогает молодым кадрам быстрее войти в профессию, но и создает здоровую рабочую атмосферу в коллективе. У «Ростеха», к примеру, есть школа подготовки профессиональных наставников. До конца 2025 года они планируют обучить около 1 тыс. таких специалистов.

Еще одной важной частью кадровой политики предприятий стало сотрудничество с учебными заведениями. Многие компании активно взаимодействуют с вузами, принимают участие в образовательных программах, организуют стажировки и практики для студентов. Это позволяет готовить будущих специалистов уже на этапе их обучения, прививая им знания в конкретной специфике и навыки работы с современными технологиями. Один из пилотов реализовали университет имени Н. Э. Баумана и Южный завод тяжелого станкостроения (ЮЗТС). Первым шагом стало создание инжинирингового центра на базе предприятия. Из 20 студентов, которые проходили подготовку в центре, 10 сейчас работают в числе конструкторов предприятия.

Некоторые предприятия создают собственные учебные центры для подготовки и переподготовки кадров без отрыва от производства. Так у «Норникеля» в Норильске есть корпоративный университет с технологиями виртуальной реальности (VR), тренажерами-симуляторами и 3D-атласами. Учебные центры имеются также у «Уралхима» и СИБУРа. Такая опция особенно важна в условиях быстрого развития цифровых технологий, когда специалисты должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Кадровый дефицит в инженерной сфере стал серьезным вызовом для российской промышленности в эпоху цифровизации. В то же время, это стало возможностью для реформирования системы подготовки кадров и создания более привлекательных условий для специалистов. Внедрение государственных программ, развитие сотрудничества между бизнесом и учебными заведениями, а также новые проекты и инициативы показывают, что проблема кадрового голода может быть решена.

Сегодня инженеры становятся ключевыми фигурами в процессе цифровой трансформации промышленности. Чтобы обеспечить устойчивое развитие экономики и успешное внедрение цифровых технологий, необходимо не только готовить новые кадры, но и создавать условия, в которых инженерные профессии станут престижными и востребованными.

Только комплексный подход, включающий конкурентную оплату труда, поддержку молодых специалистов как со стороны государства, так и со стороны промышленных. холдингов, тесное сотрудничество с образовательными учреждениями, а также удержание высококвалифицированных профи в стране, позволит России справиться с дефицитом кадров и продолжить успешный путь к цифровому будущему.

источник - здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #5 : 14 Апреля 2025, 11:13:05 »

Нехватка инженерных кадров в РФ составляет примерно 600 тыс. специалистов, сообщила вице-президент по HR и организационному развитию отечественной компании-производителя «Аквариус» Виктория Хаба. По её словам, сейчас инженеров ищет каждая пятая российская компания. Хотя зарплаты инженеров за первую половину текущего года выросли почти на четверть.

Речь идёт о дефиците инженеров почти всех специальностей. Сервисы по рекрутингу публикуют в три раза больше вакансий для инженеров-электронщиков, чем резюме, отметила Хаба. Компаниям не хватает около 30 тыс. инженеров-проектировщиков и более 20 тыс. инженеров-технологов. Это самые востребованные специальности, уточняет Хаба.

За 10 месяцев 2024 года сервисы по поиску работы опубликовали свыше 636 тыс. вакансий для инженеров разных специализаций, что на 13% ниже показателя за аналогичный период 2023 года, сообщили в hh.ru. Лидером по росту спроса стали инженеры пусконаладочных работ — в 2,5 раза до 9 тыс. вакансий. В hh.ru добавили, что соотношение резюме на открытую вакансию в этом сегменте составляет 4 к 1.

Количество вакансий для инженеров-электронщиков и DevOps-инженеров за год увеличилось на 45%.
Российская радиоэлектронная промышленность страдает от нехватки монтажников электронных компонентов, инженеров-технологов и инженеров-конструкторов, заявила исполнительный директор ассоциации «Консорциум дизайн-центров и предприятий радиоэлектронной промышленности» Вера Смирнова. Она указала, что некоторые компании также испытывают дефицит программистов и технологов для СМД-монтажа.

С января по октябрь 2024 года медианная зарплата инженеров всех специальностей выросла на 18% до более чем 103 тыс. руб. Наиболее высокое жалование получают DevOps-инженеры, главные инженеры проектов и инженеры пусконаладочных работ.

Порядка 89% работодателей используют сервисы для поиска работы, а половина сотрудничает с учебными заведениями, рассказал заместитель генерального директора «Работа.ру» Александр Ветерков.

Осенью прошлого года глава «Сбера» Герман Греф сообщил, что дефицит IT-специалистов в РФ составляет 1 млн человек. По его словам, в ближайшие годы покрыть эту нехватку разработчиков и инженеров будет нельзя.

Глава Минцифры РФ Максут Шадаев заявил о планах увеличить специалистов IT-отрасли на 1,5 млн человек к 2030 году.

источник - здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #6 : 14 Апреля 2025, 11:14:29 »

НОПРИЗ предлагает глобальные поправки в Градкодекс РФ

10 марта в ТПП РФ при поддержке НОСТРОЙ, НОПРИЗ и Российского Союза строителей состоялась конференция «Градостроительный кодекс Российской Федерации: оценка реализации за 20 лет». И хотя все эти годы звучали просьбы бизнеса к власти перестать менять ГрК хотя бы год, но и на данной конференции опять звучали предложения, как нам перестроить… не только Россию, но и Градкодекс тоже.

За 20 лет, прошедших с момента вступления в действие Градостроительного Кодекса РФ в него внесено несколько тысяч технических, редакционных, смысловых и глобальных поправок и изменений – точного количества не могут назвать даже юристы. Ни одной сессии Госдумы не проходит без того, чтобы не принимались очередные поправки – поштучно или пакетно. По сути, ни один объект в России – будь то дом, дорога, мост или больница – не были построены в рамках одной и той же редакции ГрК. Сейчас Градостроительный кодекс насчитывает более 420 страниц, и прочитать его не смог не только рядовой инженер-строитель, но и сам Марат Хуснуллин, в чем и признавался в конце 2024 года на правительственном часе в Совете Федерации. Однако и на юбилейной конференции речь опять шла о том, что ГрК нужно менять – причем радикально.

При этом председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства Ефим Басин предложил подумать о том, чтобы не вносить правки в поправки, а заняться обновленной редакцией Градкодекса, либо вообще новым текстом документа, поскольку за 20 лет градостроительная ситуация в стране изменилась радикально, и она должна найти отражение в ГрК. Кроме того, Градкодекс во многом входит в противоречие со Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года, а также со Стратегией пространственного развития России.

И последний момент: Градостроительный, Земельный, Жилищный и Гражданский Кодексы давно пришли в неразрешимые противоречия друг с другом, а отсюда растут и административные барьеры, и неурегулированный правовой статус объектов недвижимости, противоречия между понятиями «территория» и «земельный участок»  - и так далее. Не говоря уж о неурегулированности понятийного аппарата Кодексов, а также о том, что только в России одновременно существуют и Земельный и Градостроительный кодексы со всеми вытекающими разногласиями – и необходимость такой работы просто-таки вопиет!

Однако сейчас в Градкодекс назрели очередные глобальные поправки, и их представил  президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров. Приводя аргументы для работы над такими поправками, президент НОПРИЗ подчеркнул необходимость увеличения роли ГИП, ГАП и ГИС, уточнения функций заказчиков- застройщиков, состава технической документации, повышения ответственности эксплуатирующих организаций и внедрения механизмов для развития всех поселений на территории России.

источник - здесь

________
Как всегда инициатива НОПРИЗ о внесении изменений в отживший документ уже признана ненужной законотворцами.
А на реализацию новой редакции законов у НОПРИЗ не хватит сил, юридических и законотворческих знаний и опыта.
И в общем это и не их обязанности, печально что насущность проблем не понимает и профильный комитет Думы, на непрерывные законодательные инициативы которого жалуется российский строительный бизнес.
Отмечу, что многие предлагаемые инициативы могут быть внедрены без помощи законов, процесс реализации которых заметно труднее и дольше, и не без бюрократии. Существуют возможности принятия Постановлений правительства, Сводов правил, Указов и Приказов минстроя, и Указов президента. НОПРИЗ ведь должен это понимать.
Не меньшую путаницу вносит отсутствие в законах определения «проект» и очень часто бизнес термин трактует как перспективу развития бизнеса или объекта стройки, а не проектные работы, называя «главным инженером проекта» не руководителя проектных работ, а начальника на стройке.
Как и понятия «проектная документация» (называя так любую проектную документацию, в т.ч. и «рабочую документацию») и «рабочая документация» путают заказчики и экспертиза расценки проектирования работ на эти разные определения (100% любая одностадийная «проектная документация», 40% стадия «проектная дркументация», 60% стадия «рабочая документация»), в ущерб проектировщикам (40% за любую проектную документацию особенно для госбюджетного финансирования).
НОПРИЗ или НОСТРОЙ не видят в этих очевидных противоречиях ничего особенного, а могли бы внести актуальную инициативу в законы.
По сути национальные объединения стали формальными Союзами по интересам (проектировщиков или строителей) с такими же взносами на участников-членов организаций.
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #7 : 14 Апреля 2025, 11:15:29 »

Повысить требовательность к подрядчикам

Ирек Файзуллин подчеркнул, что все принимаемые Минстроем России меры, включающие снижение административной нагрузки, сокращение контроля и отчетности, упрощение доступа к финансам, будут применяться только для добросовестных участников рынка. В связи с этим глава Минстроя отметил, что до сих пор не сформированы действенные механизмы контроля, отсутствуют дифференцированные требования к членам СРО, что способствует формированию негативного отношения к строителям и к отрасли в целом. «Низкий уровень требований к своим членам, отсутствие достаточного контроля со стороны саморегулируемых организаций позволяют некомпетентным подрядчикам выходить на рынок», — заявил Ирек Файзуллин. Говоря о задачах, которые нацобъединению и всем СРО необходимо решить в ближайшей перспективе, он отметил, что НОСТРОЙ ведет работу по поэтапному внедрению механизма добровольного рейтингования, и призвал максимально быстро сделать так, «чтобы этот рейтинг стал основой для принятия заказчиками тех решений, которые позволят не допустить на рынок строительных услуг недобросовестные подрядные организации».

подробнее - здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #8 : 14 Апреля 2025, 11:19:08 »

есть ли у Autodesk и других зарубежных вендоров шанс занять свою прежнюю нишу на российском рынке ПО?

— Прежнюю — уже никогда! Вы знаете, выгода для западных вендоров от российского рынка и в прошлые годы не была определяющей, а сейчас будет намного меньше. Но пока у нас нет четкой классификации ТИМ, приходится оперировать понятиями «верю/не верю» и отвечать на вопросы: «Заменяет ли ваше ПО Autodesk Revit?». На ответ «да» иногда видишь улыбку собеседника, хотя, кстати, все реже и реже. А вот встречный вопрос «А Autodesk Revit может заменить ПО ГК „СиСофт“?» заставляет собеседника задуматься, хотя ответ тут безальтернативный — «нет». Мы просто ушли вперед в том направлении, в котором западные вендоры не пойдут. Тот же перечень российского ПО для строительной отрасли на сайте Минстроя России — лучшее тому доказательство: из 28 задач — групп ТИМ, выделенных Минстроем, 13 не имеют зарубежных аналогов, а отечественные продукты есть, и по каждой из 13 задач — не один.

Проблем перейти с любого западного ПО на наше нет никаких. Иностранные базы знаний легко включаются в базы знаний той же ГК «СиСофт», и пользователь продолжит работу дальше в нормальных отечественных решениях. Мы это сделали уже давно, приходите — покажем.

В чем проблема — так это в классификации ПО. Прежде всего следует менять принципы западных классов ПО. Для начала нам нужны общие классы по принципу управления данными — например, достоверными данными информационной модели. Второе — формирование систем управления жизненным циклом ОКС за счет ТИМ: это уже более кардинальное решение по классам ПО, к чему тоже нужно готовиться. Кажется — ерунда, подумаешь, классы. Но устаревшая классификация съедает ресурсы ИТ-отрасли за счет дублирующих решений и затрат на кривую интероперабельность.

Строительной отрасли давно нужны комплексные ТИМ-решения, в первую очередь, по принципам контрактования (EPC и EPC-M), а затем и управления жизненным циклом, например, по известному классу PLM. Вот это главное, и эти продукты мы (ГК «СиСофт») уже предлагаем рынку. У западных стран другие типы экономик и управления данными корпоративных и государственных структур. В России использовали западный BIM там, где он у нас еще работал, а теперь мы пошли своим путем. А если у зарубежных коллег появятся технологические находки и решения, мы все это увидим, и более того, готовы честно с ними конкурировать.

Возможность заблокировать даже локальное ПО на изолированном от сети компьютере у Autodesk имеется. Для этого нужно всего лишь короткое соединение с сетью Интернет, например, для выхода в соцсети через внешний модем. Более того, купленное через различные страны и незаконно (санкции) работающее в России ПО также хорошо «видно» компании — а блокировок его почему-то до сих пор нет. Почему? Почему Autodesk, который добровольно ушел из России, а потом два раза попал под запрет деятельности на территории России от западных правительств, до сих пор не заблокировал все свои продукты? Не потому ли, что уходя — не уходил? Конечно, это предположения, а как их еще объяснить?

Что касается объемов бизнеса Autodesk в России, то он, наверное, был даже меньше 5%, а теперь вообще стремится к нулю, но давайте не забывать принцип раскрытия и контроля информации. Знать, кто, что, где, на каких условиях строит и проектирует в России — очень важная информация для западных стран, и коммерческий успех здесь особо не важен, достаточно иметь в ключевых точках прохождения проектно-сметной документации своих «цифровых агентов». Причем речь идет не только о ПО, но и о работе форматов и стандартов. Только зачем нам это нужно? Почему никто не задумывался о сомнительной «пользе» бесплатных западных сервисов для работы с BIM-моделями, которые так хорошо прижились в России? Какую информацию и куда они передают? Проектировщика уговаривают: загрузите туда свою модель и проверьте ее правильность — какая наивность в соблюдении не то что государственных, а даже коммерческих секретов!

проанализируем строительную отрасль, где основные потребители цифровых продуктов пока — это проектировщики. Часть из них явно ждет возврата западных вендоров. Их можно понять и простить: обучен персонал, установлено хоть и пиратское, но ПО от Autodesk, накоплены базы знаний и прочее, да и менять ничего не хочется. Тем более что они очень опасаются формирования федеральной «цифровой вертикали», ошибочно считая, что это влечет за собой только лишние затраты, в том числе и на замену ПО. Могу сказать, что данные опасения напрасны, хотя встраиваться в «цифровую вертикаль», которую активно развивает Минстрой России, лучше все-таки на отечественном ПО.

Но не нужно забывать, что проектировщики бывают разные. Крупные госкомпании, а также аффилированные с ними структуры не склонны часто менять свои гуманитарные приоритеты, да и за это время в общем и целом уже перешли или переходят на отечественные продукты — какой же смысл возвращаться на старую «базу»? Национальный вид спорта — хождение по граблям — в этой среде не очень популярен. Я говорю немного с иронией, потому что хорошо знаю отношение топ-менеджмента многих госкомпаний к возврату западных вендоров: их бы простили за демарш еще в конце 2022 или начале 2023 года, а теперь пути назад нет. То есть для западных вендоров, считайте, эта весьма большая доля рынка закрыта.

Следующая точка приложения ПО — это так называемые объекты критической информационной инфраструктуры или КИИ. Тут вообще без вариантов: может использоваться только отечественное ПО. Добавим к ним компании, которые участвуют в госзакупках всех уровней, — здесь тоже действуют требования по использованию отечественного ПО, то есть для этих компаний возможность возврата к иностранным продуктам также ничтожна.

Кто в итоге у нас остается в качестве потенциальных пользователей зарубежного софта, на которых могут рассчитывать наши иностранные коллеги? Это свободные проектные бюро, которые не отказываются от западных продуктов и пользуются зачастую бесплатными (скачанными с торрентов) версиями ПО. Так что, как ни парадоксально, легальный возврат в страну Autodesk закончит бесплатную вакханалию и откровенное пиратство, а отечественные продукты аналогичного качества стоят дешевле. В итоге на рынке сложится реальная конкуренция, о которой три года назад мы могли только мечтать.

Пиратство или «халява» было есть и будет, и причем везде, а вот уровень должен быть минимальный, такой, чтобы его можно было учитывать в качестве погрешности. Но на самом деле нужно вести речь о другом — о том, что сектор использования западного ПО скоро будет только снижаться. И это не только сектор потребителей, о чем говорили раньше, но и сектор интеграции решений в бесшовные цифровые горизонтали и цифровые вертикали, которые также весьма скоро придут к бесшовности. Процессы цифровизации процессов строительства и эксплуатации объектов недвижимости в стране набрали уже достаточно сильный ход, который не остановить. Есть проблемы, но это то, о чем говорил президент: навязанные стандарты и протоколы, в которые мы сами себя загнали и которые мешают быстрому развитию «цифры». Ничего, будем развиваться чуть медленней, а там, глядишь, и тот же Росстандарт очнется от желания гармонизировать всё и вся под западное законодательство.

Кроме того, у меня большая надежда на суды различных инстанций — некоторые их решения уже подтверждают проблему нормативной неразберихи, а дальше будет еще больше. Напомню, осталось одна-две недели до срока, указанного в постановлении Правительства России №614, где в пункте 2 четко предписано «…федеральным органам исполнительной власти в 6-месячный срок обеспечить приведение своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением». Срок исполнения — 01.04.2025 года.

подробнее - здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #9 : 14 Апреля 2025, 11:21:14 »

Нашел удивительную статью

Почему ТИМ не интересен подрядчику?

В первую очередь нужно понимать, выгоден ли госзаказ честному подрядчику? К сожалению, судя по обилию недостроев и исковых дел к подрядчикам на госзаказе, можно сделать выводы, что те немногие честные подрядчики, что как-то попали на госзаказ, либо банкротятся, не имея подписки от других выгодных объектов, либо бросают объект, зная, что могут обанкротится, либо все-таки  достраивают, но уже к ним есть претензии у проверяющих органов.  Проектировщик знает, что не может нормально просчитать объёмы работ по подготовленной им же не качественной графической части. Поэтому часто закладывает объёмы с запасом, большим, чем предусмотрено нормами. К линейной длине кабеля закладывают не 6%, а все 20%. И так практически во всем, где расчёт по графической части осложнен и нет ресурсов этим заниматься. И эти сверхнормативные запасы являются потенциальными приписками подрядчика. Это попадает в проект, в спецификации, в сметы. Заказчик не доверяет такому проекту — и правильно делает! Потому, что если контрольные обмеры также осложнены и занимают много времени, все это часто оплачивается. Получается баш-на-баш: подрядчик делает много чего бесплатно просто потому, что нет резервов непредвиденных, проект некачественный и сложно все вовремя оформить, а с другой стороны все это хоть как-то компенсируется приписками. Круг замкнулся! Кстати, тут также работает принцип усреднения. Единственный способ минимизировать эти приписки — заставить подрядчика перечерчивать всю РД исполнительными схемами с расчётами по захваткам как строится. Но и там ПТО шаманят схемы, играются с размерами, пытаясь выбрать смету по максимуму.

Очевидно: сделай качественный проект с ТИМ, и в смете не будет всех этих сверхнормативных объёмов! Подрядчик получит только то, что сделал, если выполнит по проекту. Плюс все эти исполнительные негеодезические схемы, необходимые лишь для контроля объёмов, неправильно заложенных проектом, потеряют смысл.

источник - здесь

__________
удивительное здесь в том, кого обвиняет автор - конечно нерадивого проектировщика, а подрядчик он конечно «пушистый», который на самом деле занимается приписками и непредвиденными «хотелками» заказчика.
Одним словом у них с заказчиком свои «шуры-муры», а это не они занимаются расхищением и приписками, а значит проектировщик ничего не умеет.
Это такой замкнутый круг, где все кроме заказчика виноваты, а ведь это именно он включил «дурачка» ничего не понимая про свой будущий объект когда выдавал задание на проектирование и все время на всем экономил и хотел, чтобы все работали даром - и штрафовал, и наказывал, без причин всех и вся, и этот объект на самом деле ему нужен лишь для перепродажи и строить его надо почти даром, и самое завалящее оборудование купит по дешевке, лишь бы было.

Так у кого именно корыстный интерес на объекте ?
Правильно в абсолютном большинстве не знает чего хочет и не хочет строить по всем нормам и правилам только сам заказчик и всем мешает выполнить все работы в соответствии с законом.
Зато потом долго и упорно рассказывает и показывает всем как он и что придумал и построил, не имея представления что все это выполнено по законам и нормативам, именно поэтому должно быть и в проекте, а по нему и по факту на объекте.
И все СМИ думают, что именно он такой умный и хвалят без умолку в общем недалекого и бестолкового, а воплощают проект в жизнь другие люди «вопреки» воле заказчика.
И часто сам заказчик подделывает проект и сметы, согласуя их не с проектом, а со своими желаниями и «хотелками», даже не ставя в известность проектировщика.
И глядя на все это вопрос - кто виноват будет очевиден.
Но у них и др. всегда и во всем виноват проектировщик - хорошо они устроились в этой жизни, на всех эшелонах власти.
И как всегда «обвиняют невиновных, а хвалят непричастных».

Стоит добавить, что нерадивых хватает везде и всюду, и в штате заказчика, и в проектировании, и на стройке, и у подрядчиков, и даже в экспертизе, и технадзоре, и у пожнадзора.
Как говорится «мир не без добрых людей» и права вечная проблема России - «дураки и дороги».
« Последнее редактирование: 14 Апреля 2025, 14:06:34 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #10 : 14 Апреля 2025, 11:30:32 »

В каждой четвертой компании удержание пенсионеров — норма

На фоне кадрового голода все больше работодателей принимает на работу кандидатов пенсионного возраста, особенно на позиции водителей, квалифицированных рабочих и инженеров. В опросе сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob приняли участие представители 1000 компаний из всех округов страны.

Сегодня каждая вторая компания (49%) принимает на работу сотрудников пенсионного возраста на общих основаниях, еще 31% рассматривает их время от времени или на отдельные должности. Лояльность работодателей к соискателям-пенсионерам продолжает расти: +5 п.п. за год. В условиях кадрового голода снятие барьеров в найме — верная тактика.

Чаще всего россиянам пенсионного возраста открыты вакансии в отраслях, столкнувшихся с наибольшим дефицитом рабочей силы, — это позиции водителей, квалифицированных рабочих, инженеров, продавцов и кладовщиков.

источник - здесь

_________
основная причина «голода кадров» - инженеры ушли по призыву на СВО
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #11 : 27 Июля 2025, 13:42:35 »

объем российского рынка проектирования в 2024 году достиг 1094,2 млрд рублей, что на 13,8% превышает показатели прошлого года.

Такой рост в значительной мере связан с инфляцией, однако нельзя недооценивать влияние масштабных государственных программ и инфраструктурных проектов, которые стимулируют спрос на услуги проектирования. Например, продление льготной ипотеки до июля 2024 года поддержало жилищный сектор, хотя девелоперы продолжают проявлять осторожность при запуске новых проектов.

Цифровизация и технологические тренды в проектировании

Одним из ключевых драйверов развития рынка проектирования является внедрение цифровых решений, прежде всего BIM-технологий. Они становятся неотъемлемой частью современного подхода к проектированию и эксплуатации объектов.

К числу наиболее значимых технологических направлений относятся:

- BIM (Building Information Modeling) — создание цифровых моделей объектов с учетом жизненного цикла;
- Цифровые двойники зданий и сооружений — для повышения точности планирования и контроля;
- Облачные платформы — для совместной работы проектных команд;
- AR/VR (дополненная и виртуальная реальность) — для визуализации проектов и демонстрации заказчикам;
- Интернет вещей (IoT) — интеграция инженерных систем с цифровой средой;
- Роботизация и автоматизация проектных процессов;
- Импортозамещение ПО — развитие отечественных решений на фоне ограниченного доступа к западным платформам.

Цифровизация позволяет снизить себестоимость проектирования, ускорить работу над документацией и повысить качество архитектурных и инженерных решений.

Однако цифровизация — не единственный фактор, определяющий динамику рынка. Одновременно наблюдается и ряд сдерживающих условий.

Одна из ключевых угроз, с которой сталкивается рынок строительного проектирования в России в 2024 году, — это замедление темпов жилищного строительства, в особенности многоквартирного. По данным исследования, сокращается как количество новых проектов, так и общий объем ввода жилья в эксплуатацию. Причин несколько: изменение финансовой политики застройщиков, высокая ключевая ставка, осторожность инвесторов, а также снижение платежеспособного спроса на жилье.

Согласно открытым данным, в ряде регионов в 2024 году зафиксировано заметное сокращение числа новых регистраций строительных компаний. В Санкт-Петербурге — на 11%, в Татарстане — на 7%. Исключение составляют лишь отдельные субъекты, например, Краснодарский край, где зафиксирован рост на 7%. Такая динамика подтверждает общее замедление инвестиционной активности на строительном рынке, что напрямую влияет на спрос на проектные услуги.

Тем не менее, несмотря на вызовы, рынок проектирования продолжает трансформироваться — ключевыми тенденциями остаются цифровизация, технологическое развитие и рост требований к качеству проектной документации.

BIM, цифровые двойники и облачные платформы — новые стандарты отрасли

Современные технологии прочно входят в практику проектных организаций. Одним из главных драйверов трансформации остается внедрение BIM-проектирования, сопровождаемое нормативным развитием: утвержден национальный стандарт ГОСТ Р 10.00.00.00-2023, активно развиваются индустриальные центры компетенций. Передовые компании применяют BIM-модели не только на стадии проектирования, но и в последующей эксплуатации объектов.

Параллельно расширяется применение цифровых двойников — точных виртуальных копий зданий и сооружений. Эти технологии позволяют моделировать эксплуатационные сценарии, выявлять риски на ранних этапах, повышать энергоэффективность и надежность конструкций. Поддержка на государственном уровне реализуется через стандарты, такие как ГОСТ Р 57700.37–2021, и письма Минстроя, устанавливающие правила ведения цифровых моделей.

Растет использование облачных платформ, объединяющих всех участников процесса в едином цифровом пространстве. Такие решения позволяют проектировать быстрее, снижать количество ошибок, а также вести строительный контроль в режиме реального времени. В результате уменьшается бумажная волокита, а взаимодействие между сторонами ускоряется за счет прямой онлайн-коммуникации.

Импортозамещение, устойчивость и новые требования

На фоне санкционного давления и ухода иностранных IT-компаний из России участники рынка переходят на отечественное ПО. Это сопровождается трудностями в краткосрочной перспективе, но закладывает фундамент технологической независимости в будущем.

Дополнительно усиливается тренд на экологичные и инклюзивные архитектурные решения, растут требования застройщиков к уровню проработки проектной документации, что становится ответом на растущие запросы потребителей в условиях рынка покупателя.

В условиях сокращения общего объема новых проектов многие крупные строительные компании создают собственные проектные подразделения, что усиливает конкуренцию. Рынок проектирования стремительно укрупняется, усиливается роль госзаказа и программ государственной поддержки: от нацпроектов до комплексного развития территорий и реновации жилья.

В 2024 году рынок проектирования переживает не лучшие времена в плане загрузки, особенно в сегменте жилого строительства. Однако технологические и нормативные сдвиги, а также ожидаемое расширение государственных программ дают основания полагать, что в средне- и долгосрочной перспективе рынок получит стимулы для развития. При этом победят те участники, кто уже сегодня инвестирует в цифровизацию, автоматизацию и соответствие новым требованиям качества и устойчивости.

В 2024 году рынок ПИС продемонстрировал положительную динамику, достигнув объема в 186,9 млрд рублей, что на 3,9% превышает показатель предыдущего года. Это свидетельствует о продолжающемся восстановлении сектора после воздействия внешнеэкономических и внутренних факторов, затронувших отрасль в последние годы.

Несмотря на умеренные темпы, рост фиксируется третий год подряд, что позволяет говорить о постепенном укреплении рынка и его адаптации к новым условиям. По оценкам экспертов, около половины прироста объясняется инфляционными составляющими — в том числе ростом стоимости рабочей силы, логистических услуг и компонентов для инженерных систем. Оставшаяся часть прироста отражает реальное увеличение объема проектных работ, особенно в рамках реализации федеральных и региональных инфраструктурных программ.

Ключевыми драйверами развития остаются отрасли-заказчики: строительный сектор, металлургия, нефтегазовая промышленность, транспорт и агропромышленный комплекс. Рост капитальных вложений и повышение инвестиционной активности в этих сферах обеспечивают устойчивый спрос на инженерное проектирование — как при модернизации объектов, так и в рамках нового строительства

источник - здесь
« Последнее редактирование: 27 Июля 2025, 16:28:02 от samsony1 » Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #12 : 31 Июля 2025, 10:20:21 »

Есть куда расти: проектировщики оценили условия развития отрасли

Пожалуй, одно из самых заметных событий в нашем деле — увеличение стоимости проектирования, которая до этого оставалась неизменной почти 15 лет. Застройщики, наконец, пошли нам навстречу в данном вопросе. Но в профессиональной среде это воспринимается не как нежданное благо, а как давно назревшая необходимость. Ведь за указанный период времени существенно изменились не только требования к документации. Выросли ожидания потребителей к приобретаемому жилью, и, как следствие, в разы усложнились проекты, расширилась зона ответственности исполнителей. Для понимания, сегодня в качестве вознаграждения проектные организации получают порядка 1% от стоимости реализации объекта, а по факту отвечают более, чем за 90%. Кроме того, гораздо больше стали расходы на фонд оплаты труда. Как показывают исследования, в нашей сфере квалифицированные кадры котируются высоко, в связи с чем ожидают зарплату выше средней, которая в Петербурге находится на уровне 80–90 тыс. рублей.

В первую очередь развития отрасли, я бы здесь обязательно сказал о применяемых сегодня BIM-технологиях. Вопреки бытующему в определённых кругах мнению, они не утяжеляют, а, наоборот, облегчают работу. Мы уже более семи лет используем возможности BIM-проектирования и можем сказать, что это очень удобно и позволяет создавать по-настоящему интересные объекты.

Внедрение цифровизации в процесс проектирования может стать новым этапом в развитии отрасли строительства в целом, поскольку данная мера направлена на повышение эффективности работы застройщиков и улучшение качества возводимой недвижимости. Кроме того, как показывает практика, это приводит к снижению затрат, сокращению сроков реализации проектов и повышению безопасности объектов.

Если же говорить про особенности самих проектов, то для них характерна следующая тенденция: понятие комфортного жилья уже давно вышло за пределы отдельно взятой квартиры. Сегодняшние покупатели рассматривают жилой комплекс как целостный объект, где можно организовать как рабочее пространство, так и отдых для всех членов семьи. Ввиду этого, застройщики стали уделять большое внимание благоустройству придомовой территории, а также организации всей необходимой социальной и коммерческой инфраструктуры. Променады, ведущие в парк или к собственному пруду, велосипедные дорожки и стадионы для спортивных игр, каменные сады и фонтаны, целые тематические площадки с собственными соседскими центрами — здесь фантазия застройщиков и проектировщиков ограничивается разве что особенностями локации и количеством свободной площади, отведённой на придомовую территорию.

источник - здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #13 : 03 Августа 2025, 10:44:28 »

Разница между аппаратным и программным обеспечением заключается в их природе и функциональности

Аппаратное обеспечение — это физические компоненты компьютерной системы или устройства, которые обеспечивают её функционирование. Это может включать процессор, память, диски, сетевые устройства и множество других компонентов.

Программное обеспечение — это набор инструкций, которые управляют работой компьютерной системы или устройства. Оно состоит из программ и данных, которые позволяют выполнять различные операции.

Основное различие заключается в том, что программное обеспечение служит для управления аппаратным обеспечением и предоставления пользователю различных услуг и возможностей.
Аппаратное обеспечение, в свою очередь, обеспечивает физическую основу работы компьютерной системы или устройства и обеспечивает выполнение инструкций программного обеспечения.

источник - здесь
Записан

г
samsony1
Модератор
****

Карма: 2500
Сообщений: 11961

гл.инженер проектов(ГИП),гл.инженер монтажной орг.


« Ответ #14 : 18 Августа 2025, 10:35:59 »

Кадровые проблемы постсоветского проектирования

На проектном рынке постсоветского пространства растет спрос на нетиповые объекты в области жилой архитектуры и промышленного строительства. Объективно ситуация такова, что потребность в проектировании «европейского» качества сегодняшние специалисты удовлетворить не в состоянии. За уникальными проектами заказчики предпочитают обращаться совсем не к «отечественным» специалистам.

«Молодая кровь», которая приходит сегодня работать в проектные компании – это люди со слабым образованием, мало замотивированные для того, чтобы стать проектировщиком высокого класса, способным проработать комплексное и уникальное решение.

Низкие зарплатные проекты на данном этапе многих не удовлетворяют, и молодые, неопытные проектировщики не хотят отдаваться своей работе – не учатся, не повышают квалификацию, игнорируют переработки. Для того, чтобы стать высокооплачиваемым проектировщиком, нужно пройти этот тернистый путь с невысокой зарплатой в начале карьеры. На свое будущее нужно работать, иначе придется влачить жалкое существование.

Большинство ВУЗов постсоветского пространства выпускают проектировщиков, не отвечающих по уровню подготовки и практики современным реалиям – молодые специалисты ничего не могут предложить рынку. Это самая главная проблема.

Несмотря на то, что в ВУЗах есть профильные специализации для инженеров по таким направлениям, как водоснабжение и водоотведение, канализация, электрические сети, отопление, вентиляция, автоматика, они работают по старым программам.

Современные условия и требования по проектированию сетей развиваются и меняются быстро, и фундаментальные программы ВУЗов не успевают их учитывать, отстают от этих темпов, поэтому не могут полноценно применяться в реальности. Уровень специалистов-выпускников позволяет им пойти, разве что, на практику, а им нужно зарабатывать. На работу в проектную компанию специалист приходит сырой, требуется еще 2–3 года корпеть, чтобы потом получать чуть более высокую зарплату.

Эталонный проектировщик – это человек, который постоянно развивается, профессионал в узком направлении, специалист, который может реализовывать проект как самостоятельно, так и в группе. Он относится к прогрессивной школе проектировщиков – погружен в процесс, заинтересован в совершенствовании знаний, хорошо знает современные технологии, отлично владеет английским, посещает федеральные, региональные и, самое главное – международные семинары, выставки.

Такие специалисты, в основном, работают в крупных городах, таких как Новосибирск, Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург и т.п., в штате крупных проектных институтов и компаний, которые обеспечены заказами на год вперед. Зарплатные проекты их молодых специалистов начинаются от 150 тыс. руб.

Для высокой стоимости на рынке важна узкая специализация и полноценный опыт в ней. Но на сегодняшний день рынок устроен так, что проектировщику, имеющему узкую специализацию, редко удается найти себе стоящую работу. Такие специалисты востребованы в профильных государственных, или полугосударственных, заведениях, например, «Росатом», РАО «ЕЭС России», ПАО «РусГидро» и т.п., но чаще всего компании стремятся нанимать «многостаночников» с ущербом для качества проектов.

Кроме того, в мире наступает эра искусственного интеллекта. «Неповоротливых» должна напрячь активная полемика вокруг возрастающей роли искусственного интеллекта в проектировании, который скоро на 30-40% может заменить на этом поприще человека. Неотъемлемой частью проектирования будущего скоро станут навыки работы с ИИ, чему тоже придется учиться.

Вслед за многими другими экспертами мы считаем, что ИИ никогда не сможет превзойти в этой профессии значимость человеческого подхода. Однако ИИ может выступить хорошим помощником для ускорения выполнения работы, минимизирования ошибок, в оперативных решениях по нормативной документации.

О профессии проектировщика будут мечтать, как только уровень зарплат и гонораров станет выше. Сегодня зарплата проектировщика не в рынке. Эту профессию не ценят, поэтому отрасль деградирует.

Релевантная рыночная «вилка» стоимости проектных услуг, нормативная стоимость, существуют. Но она нивелируется демпингом, который стимулируют сами заказчики, обесценивая ее стремлением сэкономить.

Таким образом заказчики подставляют и себя. Желая получить заказ любой ценой, среднестатистические проектные компании идут на эти условия. А потом критическое снижение стоимости проекта сильно сказывается на его качестве. Чем ниже стоимость проектирования, тем ниже уровень проектировщиков, и, соответственно, результат.

Большинство проектировщиков не погружены в процесс, не знают нормативов, не владеют типовыми узлами, конструкторской документацией. Эту «беду» потом приходится расшифровывать на стройке, что вносит чехарду на этапе реализации.

Этика взаимодействия проектирования и стройки отсутствует или была утеряна. БИМ-технологии (ТИМ) решают эти проблемы.

Уникальным проектам неоткуда взяться – большинству проектировщиков не хватает знаний, опыта, школы, и за уникальностью обращаются к иностранным компаниям, у которых есть опыт и практически безошибочные решения. Хотя, безусловно, на рынке существуют архитектурные бюро, которые могут разработать что-то боле-менее выдающееся.

Еще одна беда, тормозящая развитие проектной отрасти – устаревшая «советская» структура проектной компании с ее «высиживанием» заказов. Современная компания регулярно развивает и повышает уровень своих специалистов в плане проектирования, менеджмента, логистики, коммуницирования, потому что сегодня – это бизнес. У такой компании есть обширный потенциал для участия в серьезных конкурсах и тендерах.

В итоге – проектная отрасль на постсоветском пространстве сильно отстает от зарубежного уровня.

Итак, что нужно для того, чтобы вывести отрасль из пике?

1. Четкое понимание, с какими знаниями должен выходить специалист из ВУЗа и приступать к работе;
2. Развитие специалистов в ВУЗах на практике, периодическая актуализация программ ВУЗов на предмет стандартов и нормативов проектирования, требований к менеджменту и управлению проектами; актуализация нормативной документации в ВУЗах должна проводиться по мере изменений в области строительных и инженерных технологиях.
3. Изменить подход к развитию проектной отрасли с точки зрения современных бизнес-процессов.
4. На государственном уровне ограничить демпинг цен на рынке проектирования, как это сделано в Европе, где принят 10% порог снижения от нормативной стоимости.

_______
отчасти это за последнее время нивелируется благодаря политике минстроя и правительства, и внедрению российских ТИМ-технологий и цифровизации строительства и экономики страны.
« Последнее редактирование: 18 Августа 2025, 16:16:33 от samsony1 » Записан

г
Страниц: [1] 2
Печать
 
Перейти в: